Литература тесно взаимосвязана со всеми направлениями жизни, в том числе и с деятельностью человека, обеспечивающей его существование как живого организма.
Питание человека вызывает интерес не только с точки зрения культуры, но и науки. К примеру, наука нутрициология.
Нутрициология (греч. - питание) — наука о питании, включающая в себя: изучение пищевых веществ и компонентов, содержащихся в продуктах питания, правила приема пищи, законы взаимодействия пищи, влияние ее на организм. Цель нутрициологии - изучить законы влияния пищи и процесса потребления на здоровье человека, найти пути легкого усвоения пищи, переработки, утилизации и выведения из организма, а также изучить мотивы выбора пищи человеком и механизмы влияния этого выбора на его здоровье.
Нутрициологию зачастую путают с диетологией. Но диетология изучает правильное питание человека, а нутрициология имеет более широкий спектр исследования.
«Животное насыщается, человек ест, умный человек питается»,– так говорил ученый-физиолог Брилья-Саварен.
Разумный человек должен обладать врожденной интуицией и чувством меры. В данной главе мы сопоставили две крайности, которые подпадают под сферу изучения в нутрициологии – это обилие и недостаток еды.
Меню человека в основе своей зависит от его материального и социального положения, что отображается в литературе. Ведь литература – это зеркало жизни человека – жизни в нужде или же в достатке.
Недостаток еды как показатель бедственного положения героя находит свое отображение в произведениях всех эпох. К примеру, произведения XI—XVII века.
Древнерусская литература богата церковными произведениями, она вызывалась к жизни потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. Еда описывалась преимущественно как необходимость для сохранения жизни, которую следовало посвящать служению Руси и церкви. К примеру, Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», в котором утверждает, что время военных походов надо избегать излишней пищи и питья.
В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Феврония лечила князя при помощи символических предметов, среди которых была хлебная закваска: хлеб – символ Церкви Христовой. Рассказывая князю о своей семье, она говорила: «Отец мой и брат – древолазы, в лесу они собирают с деревьев дикий мёд»: мёд здесь – символ божественной мудрости.
В литературном памятнике «Задонщина», повествующем о победе над Мамаем в Куликовской битве, князь Дмитрий обращается к боярам с такими словами: «То ти, братие, наши московъскыя сластныа меды и великия места». Это говорит о том, что такое диетическое и скромное по современным меркам угощение, как мед было символом гостеприимства и сытости.
В «Житии Феодосия Печерского» упоминается, как Феодосий творит чудеса: он предвидит появление в монастыре меда, вина, хлебов.
Фольклор этого времени отобразил традиции потребления пищи:
«Вот орешки! / Хорошие орешки!
Вкусные, на меду, / Давай в шапку накладу!»
«Ай да квас! / С медком, с ледком!
С винной брагой! / И густой, и забористой!»
«Что ни поход – то удача! А где удача, там полон и добыча – хлеб, мед, серебро» говорит автор в «Слове о полку Игореве».
В средневековой литературе также остается образ хлеба, как символа не только сытости, но и голода. В «Повести об Ульянии Осорьиной» свекровь главной героини говорит: «Когда хлеб в изобилии был, тогда не могла я принудить тебя к еде ни утром, ни в полдник. А теперь, когда пища оскудела, ты берешь и утреннюю еду и полдневную».
В 67 главе «Домостроя», описывая свадебный обряд, протопоп Сильвестр пишет: «...закрепив всё подписью, все берут по чаше меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются». Мёд приобретает сакральное значение – скрепление священных уз брака.
В эпоху Возрождения мысль известных гуманистов о том, что в физиологии человека нет ничего противоестественного и порочного, приводит к некоему культивированию «образа» еды.
А.Н. Радищев в повести «Путешествие из Петербурга в Москву пишет: «Вспомнил я, что некогда блаженной памяти нянюшка моя Клементьевна<...> охотница была до кофею и говаривала, что помогает он от головной боли. Как чашек пять выпью, говаривала она, так и свет вижу, а без того умерла бы в три дня». Героиня повести приписывает кофе лечебные свойства, а ведь раньше этого «звания» были достойны лишь квас и вино.
В «Путевых заметках» Д.И. Фонвизина читаем возмущения автора иностранной кухней: «... здесь самое лучшее столовое вино бутылка стоит шесть копеек, а какое мы у нас пьем – четыре копейки. Со всем тем для сей экономии не ставят вина в самых знатнейших домах». Вино для автора – это показатель всей кухни определенной нации.
Русская литература золотого и серебряного века разнообразила кухню своих героев: от яблок и хлеба до всевозможных мясных застолий. К примеру, кухня «Детей подземелья» Владимира Короленко ограничивается тем, что успевает украдкой из дома принести Вася и украсть Валек: «Я отдал ей яблоки, а Валек, разломив булку, часть подал ей...».
А как вкусно изобразил Н.В. Гоголь вареники со сметаной, сахарные пироги, ароматный мед. Каких только изысканных блюд не готовили на хуторе близ Диканьки: «Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или варенуху с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком?». Как бы изысканно не звучали названия этих блюд, хотелось бы отметить определенную пользу используемых продуктов, насыщенность витаминами.
Раскрывает древнерусские традиции великий Александр Сергеевич Пушкин: «Им квас, как воздух, был потребен...».
Русская литература советской эпохи – сложного, переломного периода в жизни народа – по большей своей части отображала тяжкую, трудовую, порой голодную жизнь советского народа.
Тема голода 1932 – 1933 годов была одной из запрещенных. Но, несмотря на это, советские писатели не боялись писать об этом в своих произведениях. Одним из авторов, раскрывших тему голода начала двадцатого столетия, был Владимир Федорович Тендряков. Его рассказ «Хлеб для собаки» раскрывает страшное зрелище голодных страданий: «...женщина деревянной ложкой черпает молоко из грязного конского следа и ест, плача, опустившись на колени». Главный герой, десятилетний мальчик Володя Тенков, делится хлебом с теми, кто нуждается в еде. Но голод сделал людей вокруг слишком жестокими, и спасает его от разочарования в этих людях собака, которая оказывается самой голодной среди всех. Именно ее мальчик угощает хлебом, благодаря ей он успокаивает муки совести. «Хлеб насущный» – это образ, объединяющий в себе последствия Гражданской войны и недостаточной обеспеченности крестьян землей. Это культовое понятие, обобщенный образ еды вообще.
Осип Мандельштам посвящает теме пищи стихотворение «Кухня». В этом стихотворении весьма поэтично описан процесс кофейного помола. Первая четверть 20-го столетия вообще отличалась возросшим интересом к кофе. Напитком нового века называли кофе в Париже.
Таким образом, изучив кухню церковной литературы и кухню не самых богатых слоев населения с точки зрения нутрициологии, мы можем сказать, что, несмотря на скудность состава, она содержала витамины, белки, жиры и углеводы.
В древнерусской и средневековой литературе, где детали быта человека отображались через элементы природы, животных, любви к родине, верности народу, образу еды придавалось второстепенное значение. С точки зрения нутрициологии пища того времени была крайне диетической. Главной пищей на столе были хлеб, мед, вино, квас. Позже разнообразие продуктов в произведениях увеличивается. Приобретает значение польза молока и кофе.
Хлеб, который фигурирует в литературе всех эпох, насыщен большим количеством минералов: натрий, хлор, калий, марганец, кремний, железо.
Обязательный элемент праздничного стола – мед – в составе своем имеет различные активные вещества и минералы, мед содержит следующие компоненты: рибофлавин, пиридоксин, пантотеновую кислоту, токоферол; витамины группы В, С. По содержанию полезных витаминов он приравнивается к куриному мясу.
Такой благородный напиток, как вино не может рассматриваться как абсолютный источник витаминов в питании. Однако в виноградном вине содержится почти весь витаминный комплекс. Он выступает вместе с ферментами как комплекс биокатализаторов в усвоении других питательных веществ и как регулятор в общем механизме обмена веществ человека.
Славянский пенный напиток – квас, полезные свойства которого известны с древних времен, может не просто утолить жажду, но и излечить множество различных недугов. ак, в его составе находятся витамины группы РР и В, а также Н и Е. В напитке содержится 8 незаменимых аминокислот: триптофан, лизин, фенилаланин, валин, , изолейцин, метионинтреонин, лейцин. Квас содержит фтор, фосфор, кобальт, медь, цинк, молибден и железо. В голодные времена квас спасал людей от гибели.
В напитке аристократов более поздней литературы – кофе – содержится значительное количество сложных органических соединений. Это белки и аминокислоты, выполняющие питательную и энергетическую функции для клеток организма. В кофейных зернах содержатся незаменимые аминокислоты, которые организм получает из мяса и рыбы. Такие аминокислоты участвуют в восстановительных функциях клеточных механизмов и поддерживают иммунитет.
Молоко, которое упоминается в произведениях русской литературы – это кладезь большого количество углеводов, жиров, белков и минеральных солей. Именно поэтому домашние животные, дающие молоко, так ценились в домашнем хозяйстве вплоть до конца XX века, когда началось его массовое производство и переобработка.
С точки зрения нутрициологии русская литература отобразила пищевую культуру с наилучшей стороны, подчеркнув самое необходимое. Даже при отсутствии подробного описания застолья, авторы подчеркивали наличие самых ценных для жизнедеятельности и богатых витаминами блюд – хлеба, меда, кваса, вина, киселя, орехов, молока. При этом героями не нарушались диетические правила потребления этих продуктов, что обеспечивало им здоровье и определенный уровень насыщения пищей.