Найти тему
Кыш Бабай

Как гоняли хана в сериале "Годунов"-2: лайфхак от Бори

Предыдущая часть:

Романов с отрядом уехали рубить татар и угодили в засаду среди бела дня, но возвращается в лагерь Иван почему-то глубокой ночью. Где он пропадал столько времени - понять не удалось (с) Клим Жуков.

Ваня находит Годунова, который, будучи одним из воевод, вместо руководства армией только и делает, что ничего не делает:

"Только я всё лежу, и войсками не руковожу". (И слава Ктулху!)
"Только я всё лежу, и войсками не руковожу". (И слава Ктулху!)

Иван докладывает Годунову о случившемся и говорит в конце: "Моя вина". Хочется спросить: "Милый Ваня, ну в чëм ты виноват? В том, что Романов в плену? Так это боярин "молодец" - нефиг было "куражиться" по буеракам. Ты, Ванëк, виноват лишь в том, что носишь не шлем не по уставу и опоздал на полдня".

Между тем Романов сидит в плену у хана Казы Гирея (Газы Герая) и рассказывает последнему, что татары украли у него зерцало (доспех) его отца, в котором тот двадцать лет назад родителя ныне царствующего хана "от Москвы гонял". Тут имеют в виду битву при Молодях 1572 года, в которой потерпел поражение хан Девлет Герай, отец хана Газы, показанного в сериале. На первый взгляд всë верно, но вот в чëм дело: отец Фëдора Никитича Романова - Никита Романович Захарьин-Юрьев - в Молодинской битве не участвовал, т.к. в 1572 году он принимал участие в походе против шведов и был одним из городовых воевод в Новгороде. Что-то плоховато знает сериальный Романов биографию батюшки, а ведь для феодала это жизненно необходимо — как потом местничать, если не знаешь, кем, когда и где твой предок был царем назначен? Хотя, возможно, Романов просто проверял, можно ли обмануть хана. Как оказалось, можно, и Федя приводит их с Годуновым план в действие, втирая хану, что на подмогу русским идет войско с севера. Хан не верит и говорит, что если бы было так, то его союзник шведский король сообщил бы ему об этом.

Тем временем истерически орущий Годунов пытается убедить Мстиславского устроить салют, чтобы обмануть хана. Мстиславский предполагает, что Романов, бывший в Годуновым в тайном сговоре, нарочно попал в плен, и говорит Борису, что Борю точно отдадут под трибунал, ибо он:

  • втайне от Мстиславского заключил сговор с Романовым;
  • виноват в том, что родственник царя (Романов) в плену;
  • хочет израсходовать порох на сомнительную затею.

Поняв, что Мстиславский не даст добро на салют, а посмотреть на салют ему всё же хочется (ну и Романова с Москвой надо как-то же спасать), Годунов бежит к пушечной батарее.

На батарее тем временем Сабуров (!) решает провести учения молодых пушкарей (!!) ночью (!!!).

Почему Сабуров, командовавший до этого пешими стрелками, теперь учит пушкарей - неясно.

Почему пушкарей учат не в мирное время в тылу, а непосредственно на линии фронта - непонятно.

Почему учат их не днем, а ночью, когда ничего не видно - вообще за гранью понимания человеческим разумом.

Также странно: Мстиславский не желает устраивать салют, ибо пороху мало, но разрешает Сабурову тренировать пушкарей и тратить на это порох. М-да, а до этого Мстиславский выглядел вполне адекватным на фоне Романова с Годуновым.

Сабуров и пушки ночью на учениях.
Сабуров и пушки ночью на учениях.

Годунов, прибежав на батарею, приказывает открыть огонь. Сабуров на это отвечает:...

А вот теперь угадайте, какую именно фразу сказал Сабуров:

А) Скайрим для нордов!

Б) Не губи!

В) Шевелись, Плотва!

Г) Ты волшебник, Гарри.

Правильный ответ Б, хотя если вместо сабуровского "Не губи, Борис Фëдорович!" поставить любую другую из оставшихся фраз, то ничего не изменится - кого и за что хотел погубить Годунов, в сериале не объяснят.

Видя, что офигевший Сабуров тоже не желает устраивать салют, Годунов вырывает у него пальник и сам стреляет из пушки, после чего приказывает стрелять другим пушкарям.

Хан, услышав пальбу, верит Романову на слово, что это салют в честь прихода подкреплений из Новгорода и велит собирать совет. Почему хан не допросил других пленных по поводу приближения подкрепления к русским, не послал разведку и не приказал добыть ещё языка - понять не удалось. При этом хан и его спутник между собой говорят на чистейшем русском языке, хотя те же англичане в сериале общаются друг с другом на английском.

С языками в мире "Софии"-"Годунова"-"Грозного" вообще всё очень интересно. К примеру в "Софии" такая картина: русские говорят по-русски, итальянцы - по-итальянски, греки - по-итальянски, литовцы - по-русски, татары - по-русски, валахи (румыны) - по-русски. Итого, в этой вселенной русский - универсальный язык международного и внутринародного общения.

Между тем, воевода Мстиславский решает выползти из своего шатра проверить, кто это решил устроить пострелушки среди ночи. Делает это он конечно же с голой макушкой.

Из слов допрашивающего Сабурова Мстиславского становится ясно, что к тому времени, когда его голомакушечное высокопревосходительство соизволил лично пойти узнать, кто стреляет, артиллеристы умудрились израсходовать весь (!) порох. Как они сумели израсходовать весь порох в многочисленной армии, имеющий непосредственный доступ складам пороха в Москве - не ясно. Что делал воевода, пока войска без его ведома тратили драгоценный порох - тоже загадка.

По полному печали и недоумения взгляду Сабурова и довольной роже Годунова Мстиславский догадывается, что Борька таки провернул свой план закатить салют и приказывает арестовать этого недо-Рокоссовского.

"И стоит с довольной мордой будто наложил в штаны" (с) Вячеслав Мясников.
"И стоит с довольной мордой будто наложил в штаны" (с) Вячеслав Мясников.

Попытке ареста Бориса пытается протестовать спутник Годунова в бахтерце с бахтеречными наплечниками (Клим Жуков об сём чуде человеческого гения в "Грозном") и наручах, надетых с расчетом защитить внутреннюю часть руки, а не внешнюю, хотя надо бы наоборот. Он с обнаженной саблей преграждает путь бойцам, намеревающимся арестовать Годунова. Его поступок - попытка обращения оружия против сослуживцев - выглядит как измена, но выхватившего саблю парня почему-то оставляют в покое, довольствуясь арестом Бори.

Выбешенный выходкой Годунова, Мстиславский приказывает Ивану в чудо-юдо-шлеме взять людей и "мигом" проверить, "что там". Но то ли приказ воеводы малопонятен (что верно, ибо про какое "там" говорит Мстиславский - неясно), то ли у Вани и правда временной кретинизм и команду "проверь мигом" он воспринимает как "проверь через полночи", но разведка добирается до позиций татар на восходе, хотя отдан приказ был глубокой ночью. Зачем они поехали к татарам - тоже загадка.

Пока Иван и разведка искали воеводское "там" и в итоге набрели на расположение противника, татары успели всей армией собрать лагерь и уйти. Как их отход не заметили в русском стане, откуда татары были видны прекрасно, понять не удалось.

Как бы то ни было, Иван находит отсутствие татар и присутствие брошенных ханом русских военнопленных. Романов в их числе.

Ванёк приводит Романова в лагерь, где тот рассказывает воеводе Мстиславскому, как они с Годуновым обдурили хана. Все радуются, а воевода довольствуется этим объяснением и не пытается послать разведку разузнать, а правда ли татары решили отступить - может, они предприняли обманный маневр и сейчас зайдут с тыла?

Этим заканчивается битва с ханом под Москвой в 1591 году в сериале "Годунов". Хотя, по правде сказать, никакой битвы мы так и не увидели - все военные действия свелись к: а) закадровому пленению Бахти Герая, б) пострелушкам трëх стрелков в сторону татарских суицидников и в) глупой вылазке с пленением Романова. Салют от Годунова не в счëт.

А, меж тем, что было в реальности? А была эпичная битва с кавалерийскими атаками под огнем пушек на глазах у всей Москвы.

Подойдя к столице, татары пытались штурмовать полевые укрепления русских. Русские войска под командованием Годунова и Мстиславского успешно отстреливались и совершали вылазки кавалерией.

В итоге хан, пришедший под Москву 4 июля, увидел, что победить не получится, и уже 6 июля отступил. На этом военные действия не закончились, русские преследовали отступающего хана, истребив и пленив немало бойцов противника.

Фëдор Никитич Романов в битве под Москвой не участвовал, как следствие в плен не попадал и никаких авантюр с подходом мнимых подкреплений из-под Новгорода с Годуновым не проворачивал. Кстати, об этих подкреплениях: согласно историку Н. М. Карамзину, когда по приказу Годунова русские продолжили вести огонь после заката, взятые татарами пленные и правда говорили хану, что это салют по случаю подхода помощи из-под Новгорода, но заставило отступить Газы Герая не только это, но также большие потери в битве и упорное сопротивление русских войск днём.

Если бы создатели сериала попытались не лепить отсебятину, а показать реальные события (и если бы у них это получилось и хватило бы ресурсов), то на экране зрители должны были бы увидеть масштабное и красивое действо, напоминающее битвы в фильме "Война и мир" Бондарчука, разве что чуть менее масштабные:

Но, имеем что имеем.

Что в итоге можно сказать об эпизоде с отсутствующей битвой под Москвой в "Годунове"? А то, что снят он из рук вон плохо, и прекрасно показывает, что представляет из себя весь сериал, да и его "родственники" - сериалы "София" и "Грозный". Данные произведения заявлены как исторические сериалы, но исторические события в них перепутаны и показаны неверно. Впрочем, это ещё полбеды. В фильме Эйзенштейна "Александр Невский" тоже полно неточностей (по уровню достоверности этот фильм можно причислить к жанру фэнтези), однако это нисколько не портит впечатление от картины. Фильм Эйзенштейна берёт игрой актёров, сюжетом и идеями. В принципе, для исторического фильма не так важно, что было на самом деле, важно суметь это правильно показать. И вот с этим у троицы "София"-"Годунов"-"Грозный" большие проблемы. Даже хорошая играя маститых актеров здесь порой ужасна: персонажи то невнятно бубнят под нос, то истерически вопят. Одетые в костюмы актёры производят впечатление не живых людей, а ряженых. Сценарий полон ляпов и представляет как плохих, так и хороших персонажей слабоумными дегенератами.

Данные сериалы нацелены на пропаганду патриотизма и традиционных ценностей, они должны вызывать гордость у людей за своих предков. Однако не справляются с этим. Ну о каком патриотизме может идти речь, если в произведении герои-патриоты, которым должен сопереживать зритель и с которых молодежь должна брать пример, ведут себя глупо и то и дело истерят? Посмотрите на Александра Невского в исполнении Николая Черкасова из фильма Эйзенштейна и сравните его с боярином Романовым в исполнении Александра Устюгова из сериала "Годунов". Кто из них годится в пример подрастающему поколению?

Традиционные ценности... Сейчас идëт борьба агрессивных либерализма и толерантности против традиционных, точнее, нормальных человеческих ценностей. В мире, где человека могут заставить каяться за цвет кожи или за упоминание благодарности Богу в школьном выступлении, Россия избрала путь защиты здравого смысла и традиционных ценностей. Один из путей их защиты - пропаганда и контрпропаганда, ибо "униженные и оскорбленные" меньшинства также ведут пропаганду, притом весьма успешно, заставляя прогибаться под себя правительства, Церкви и богатейшие компании.

Памятуя завет Владимира Ильича о важности киноискусства, российская власть вкладывает немалые деньги в кино, которое по идее должно вести пропаганду традиционных ценностей. Но что выходит в итоге? А в итоге раз за разом выходит "Годунов", где защитники Родины представлены дураками, государственные деятели - истеричками и мямлями, а представители религии - фанатиками и сумасшедшими. Создатели сериалов при работе показывают невежество не только в отношении фактов истории и основ религии, но и простых реалий жизни, поскольку живые люди вели и ведут себя не так, как их изображают сии творцы. И, создавая такие произведения, эти личности не прославляют, но дискредитируют те ценности, которые призваны защищать, по сути - приносят вред.

Доколе это продолжится?

Внезапное продолжение:

Другие статьи цикла:

Годунов 2018 битва | Кыш Бабай | Дзен