Найти в Дзене
NOIR

«Сумасшедший Иван»: Как Советский подводный хулиган отучил НАТОвских подводников приближаться к субмаринам СССР

У первых атомных субмарин СССР был существенный недостаток – из-за шума винтов, сонары не могли отслеживать то, что происходило за кормой. Во время холодной войны этим пользовались американские подводники. Для слежения за советскими субмаринами, они пристраивались позади них, чтобы находиться в слепой зоне гидролокаторов.

К-108, Б-108, проект 675
К-108, Б-108, проект 675

Поэтому советские капитаны подводных лодок во время похода через определенные промежутки времени разворачивали свои субмарины на 90, а то и на 180 градусов, для того, чтобы гидроакустики могли прослушать толщу воды и обнаружить слежку. Зачастую такие развороты делались очень резко, что порой приводило к достаточно опасным ситуациям. Американцы прозвали такой разворот «Crazy Ivan» (Сумасшедший Иван) за его рискованность.

Признанным мастером таких маневров был капитан первого ранга Борис Багдасарян. Разворот «Сумасшедший Иван» ему приходилось выполнять не раз, но один из этих маневров вошел в историю. В 1969 г. Багдасарян принял командование атомной подводной лодкой К-108. На тихоокеанском флоте эту субмарину прозвали «Черная Ляля». По одной из версий, такое название ей дали из-за цвета корпуса – подлодка была покрыта черным как смола звукопоглощающим материалом. По другой версии, подлодка получила свое прозвище в честь цыганки, которая на тот момент выступала в театре «Ромен» во Владивостоке, которую звали «Черная Ляля». Якобы моряки, сопоставив озорной характер своего командира Бориса Багдасаряна с цыганкой из театра, в итоге присвоили этой лодке такое название.

К-108 «Черная Ляля»
К-108 «Черная Ляля»

В июне 1970 г. субмарина под командованием Багдасаряна проводила маневры в Охотском море. На хвост «Черной Ляле» села американская подлодка «Тотог». Она старалась следовать за советской АПЛ по пятам, однако русские неожиданно пропали из виду. В этот момент «Черная Ляля» совершила резкий разворот с погружением. Американцы бросились в погоню практически вслепую и буквально через минуту почувствовали мощнейший удар.

От удара наша лодка, в силу полученного импульса, стала двигаться вперед и погружаться. На советской субмарине не сразу поняли, что произошло. Как позже вспоминал Борис Багдасарян, неконтролируемое погружение продолжилось около 4 минут. Подводникам это время показалось вечностью. И все же экипажу «Черной Ляли» удалось выровнять курс подлодки и всплыть.

Командир приказал осуществить предварительный внешний осмотр судна, выйдя на палубу. С виду казалось, что практически никаких повреждений у лодки не было. Аварийная защита реактора сработала штатно. После визуального осмотра, который не выявил критических повреждений, капитан приказал запустить реактор и дать лодке ход. И только в этот момент выяснилось, что правый винт у лодки не проворачивается, его заклинило от удара. На одном левом винте «Черная Ляля» смогла вернуться на базу.

Капитан 1-го ранга Борис Багдасарян
Капитан 1-го ранга Борис Багдасарян

Уже в доке подлодку осмотрели более детально. Оказалось, что у субмарины поврежден правый стабилизатор и есть пробоина в кормовой части, однако в целом судомеханики пришли к выводу, что экипажу «Черной Ляли» сильно повезло. Если бы удар пришелся ближе к центру корпуса лодки, вероятнее всего произошло пробитие корпуса и тагда последствия могли быть самыми печальными.

После ремонта «Черная Ляля» еще 20 лет стояла на боевом дежурстве, хотя в США были уверены, что советская субмарина пошла ко дну. Впрочем, американцы тоже легко отделались. Подлодка «Тотог» получила незначительные повреждения надстройки и боевой рубки, однако столкновение с советской субмариной не на шутку напугало американских подводников. В частности сам командир американской лодки капитан Балдерстон вообще завершил карьеру военного моряка и стал проповедником.

А вот командир «Черной Ляли» после этого происшествия прослужил на флоте еще 17 лет, правда за столкновение с американской подлодкой Борис Багдасарян получил строгий выговор. Однако уже через полгода взыскание с него сняли, даже запись об этом инциденте исчезла из учетной карточки моряка. Хотя сам Багдасарян просил эту запись оставить: «У кого еще можно увидеть в документах такую формулировку: «Подвергнут партийному взысканию за столкновение с американской подводной лодкой», – говорил капитан.

USS Tautog (Тотог) (SSN-639)
USS Tautog (Тотог) (SSN-639)

После происшествия в охотском море, за Багдасаряном закрепилась репутация главного подводного хулигана Советского Союза. Совпадение или нет, но с 1970 г. НАТОвские субмарины больше никогда не приближались вплотную к советским подлодкам. Что же касается разворотов «Сумасшедший Иван», то необходимость в этих маневрх отпала после того, как АПЛ стали оснащать буксируемыми гидроакустическими станциями. У современных подлодок практически не осталось слепых зон.