Попытка Таллина дистанцироваться от России приведет к тому, что поезда попросту не буду ходить по Эстонии 10 лет. И это по самым оптимистичным прогнозам.
Как известно, в России (СССР, Российской империи) используется железнодорожная колея шириной 1520 мм. В Европе дороги более узкие — 1435 мм. Не будет вдаваться в подробности истории и в технические различия. Примем как факт.
После распада СССР, на территории Прибалтики, разумеется, была колея используемая Союзом и Российской империей и до недавнего времени всех все устраивало. В той же Эстонии не стали сужать колею после получения независимости в 1991. Это было достаточно удобно для транзита, ведь эстонские порты были важным пунктом для российского экспорта.
Однако сейчас наши соседи не могут больше терпеть такой связи с Россией. В Эстонии начали активно продвигать тему перехода на европейский стандарт. Но, посчитали-прослезились.
Ведь потребуется заоблачная для маленькой страны сумма в 8,7 млрд евро. На эти деньги придется полностью демонтировать все пути, проложить новые европейские, а потом еще и сменить подвижной состав, там где не получится "переобуться".
Испанский вариант, где проложили третий рельс - в Эстонии не получится, не так много места. Не выйдет и "финский вариант", когда параллельно проложили пару рельс.
Остается только полноценный демонтаж, так сказать, избавление от наследия СССР, вместе с памятниками и промышленными предприятиями.
Общая протяженность дорог в Эстонии где-то 2100 км, плюс около 400 км незарегистрированных путей. Добавим к этому 15000 вагонов.
Если снять розовые очки и взглянуть трезвым взглядом, то становится понятна изначальная невозможность перехода на европейский стандарт. У Эстонии попросту не хватит сил войти в колею 1435 мм.
Можно, как это обычно бывает, попросить денег у Брюсселя. Но есть два нюанса. Во-первых, Европа и до этого не торопилась помогать Прибалтике с железнодорожными хотелками. Маршрут Rail Baltica и тоннель Таллин-Хельсинки существуют больше на бумаге, как раз из-за недостатка денег. Во-вторых, в Европе сейчас более актуальные проблемы, как минимум надо разобраться с последствиями перехода к "зеленой энергетике" и поиском газа на зиму.
При этом, Эстония находится на краю Евросоюза. То есть для перехода на европейскую колею надо сначала заменить пути в Литве и Латвии. То есть итоговая сумму в 8,5 млрд евро надо умножать минимум на три. А значит, проект сразу можно положить в стол, выкинуть в мусорку, забыть как сон.