Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Ящик Пандоры” (1929): Женщина в опасности, но не понимает этого

Оглавление

У меня есть барьер в просмотре немого кино. Признаю честно, я люблю цветное звуковое, в котором отчётливо видны краски и прослушиваются звуки (дыхание, скрип стакана по столу, шуршание кожи, когда кто-то из героев лезет в свою сумку, чтобы достать ключи, которые в свою очередь позвякивают, и шуршание страниц дневника или книги). Но ведь всегда есть исключение – и я была поражена, как роскошно выглядит чёрно-белое немое кино Георга Вильгельма Пабста “Ящик Пандоры” (Die Büchse der Pandora). Остаточное впечатление после просмотра – это яркая, полнокровная картина с хорошо построенной историей в плане режиссуры и сценария.

Постер к фильму "Ящик Пандоры"
Постер к фильму "Ящик Пандоры"

О режиссёре

Георг Вильгельм Пабст (Georg Wilhelm Pabst) – это знаковый мастер в истории кинематографа времён Веймарской республики. Он был австрийским кинорежиссёром и сценаристом, который начинал как актёр и театральный режиссёр в Немецком театре в Нью-Йорке (German Theater) в 1910 году.

Карьера кинорежиссёра у Пабста началась с должности помощника режиссёра Карла Фрёлиха, пионера немецкого кино. Первым самостоятельным фильмом Пабста стал "Сокровище" (The Treasure) 1923 года.

Самые известные фильмы Георга Вильгельма Пабста посвящены бедственному положению женщин. Например, "Безрадостный переулок" (Joyless Street или Die freudlose Gasse, 1925), "Тайны одной души" (Geheimnisse einer Seele, 1926), "Ящик Пандоры" (1929) и "Дневник падшей" (Tagebuch einer Verlorenen, 1929). (Этот факт позволил мне думать, что моя первоначальная мысль, о чём “Ящик Пандоры”, оказалась правильной).

После появления звукового кино Пабст подтвердил свою репутацию мастера, сняв три фильма: "Западный фронт 1918" (Westfront 1918, 1930), "Трёхгрошовая опера" (Die Dreigroschenoper, 1931) и "Солидарность" (Kameradschaft, 1931).

Соркины: Предположения о связях

В качестве ассистента режиссёра на Die Büchse der Pandora у Пабста работал Марк Соркин (Mark Sorkin). Меня привлекла знакомая фамилия. Сначала я подумала, что это предок Аарона Соркина, американского драматурга, сценариста и кинорежиссёра, лауреата Oscar и Golden Globe за сценарий к фильму Дэвида Финчера “Социальная сеть”. А ещё он снял один из моих любимых фильмов с Джессикой Честейн Molly's Game 2017 года.

Но связей я не нашла. Это просто талантливые однофамильцы.

Марк Соркин – кинорежиссёр и монтажёр российского происхождения (родился в Вильнюсе, Литва тогда входила в состав Российской Империи). Он работал с Георгом Вильгельмом Пабстом над рядом фильмов в качестве монтажёра или его помощника (например, Joyless Street (1925), The Love of Jeanne Ney (1927), Westfront 1918 (1930).

Сюжет фильма Die Büchse der Pandora

Бывшая танцовщица Лулу оставила танцы в прошлом, с помощью своего бывшего покровителя Шигольха она пристроилась под крылом респектабельного издателя господина Шёна. И поскольку она постоянно притягивает к себе разных людей, то и событий вокруг неё разворачивается достаточно. Так, визит Шигольха в дом к Шёну приносит изменения в, казалось бы, устоявшуюся жизнь бывшей танцовщицы.

Литературная основа фильма, первоисточник

Фильм основан на одноимённой пьесе их трёх актов немецкого драматурга Франка Ведекинда (Frank Wedekind), которую он написал в 1904 году. Из неё взяты все действующие лица, их характеры и взаимосвязи. Но практически полностью переписан сюжет.

Если пьеса начинается с тюремного заключения Лулу, то в фильме до этого ещё показано несколько событий. Если в пьесе Альва и Лулу женятся, то в фильме Альва такой решимостью не наделён. В пьесе влюблённая в Лулу графиня Гешвиц следует за ней на протяжении всего действия, а в фильме графиня Гешвиц остаётся позади в судьбе Лулу. В пьесе они погибают вместе, а у Пабста финал другой.

Мот впечатления от фильма

Но если присмотреться, то сама Лулу ни для кого не представляет особой ценности как человек. Шигольх хочет лишь подзаработать с её помощью (вместе с Куастом можно поставить номер для варьете), Шёна привлекает её молодость и податливость, но жениться на ней он не может, потому что общество не примет этот союз, а Альва, сын Шёна, ходит кругами вокруг неё, ничего не предпринимая, чтобы решить судьбу свою и Лулу. Личные границы у Лулу поразительно тесные, она позволяет крутить собой как угодно, порой даже складывается ощущение, что она и не понимает, что её используют. Хотя она и получает в свой адрес слова восторга и любви, но, мне кажется, что от неё не остаётся и следа. Подтекстом всё равно идёт корысть. Хотя Лулу сама и говорит на корабле Касти-Пьяни, что всем от неё нужны только деньги, она продолжает держаться за этих людей. У неё какое-то восторженное отношение к жизни – она продолжает верить, что именно эти люди ей помогут.

Видимо, у неё действительно злая судьба, потому что, когда она предпринимает решительный шаг в финале фильма, пытаясь заработать на еду, она наталкивается на два кошмарных момента. Шигольх сопровождает её решение словами: “Перед смертью с удовольствием съел бы ещё раз рождественского пудинга”. А второй момент – это парень, которого она приводит на чердак, где они все ютятся в Лондоне. У Лулу прямо-таки аура жертвы, раз она постоянно притягивает тех, кто угрожает ей бедой. Так, это вовсе не она стала для господина Шёна Пандорой, которая открыла для него ящик с несчастьями.

Зловещий эпизод фильма с жуткой развязкой.
Зловещий эпизод фильма с жуткой развязкой.

Финальным аккордом её несчастной судьбы является встреча с Джеком-Потрошителем. Она фактически за руку приводит убийцу к себе домой (пусть это и продуваемый декабрьским ветром чердак, но всё же это её территория, и привела туда его она сама). Возможно, это мнение неправильно, и я неправильно поняла затею фильма, но мне показалось, что в этом фильме раскрывается тема MeToo. И, конечно, это взгляд со стороны, сам режиссёр этого в виду не имел, до 2017 года ещё далеко. Это практически исток, когда открылся тот самый ящик, когда женщина сама стала позволять обидчику приближаться к себе критически близко, доводя ситуацию до той грани абсурда, когда обвинения выглядят нелепо. По сути, Лулу увидела одинокого грустного молодого человека, на улице ночь, холодно, она его пожалела. Даже денег решила не брать, потому что он ей понравился – прямо как котёнка домой притащила. Какое безрассудство.

Художественная ценность

Мне понравилось ревю в этом фильме. Во-первых, я узнала само понятие, во-вторых, это сделано здесь эффектно. Ревю (от французского слова revue – обозрение) – это театральное мероприятие с музыкально-танцевальными номерами и скетчами. Лулу была приглашена Альви как танцовщица, который долгое время готовился к ревю. Его отец подсказал, что она вполне сносно танцует, а он организует поддержку со стороны своего издания. Господин Шён пошёл на это, чтобы компенсировать свою невозможность жениться на Лулу. По мне так это просто подачка со стороны богатого, чтобы откупиться. И ревю здесь служит красивым прикрытием эгоизма и потребительского отношения мужчины к женщине.

Арт для фильма "Ящик Пандоры", иллюстрирующий момент с ревю, в котором принимала участие Лулу
Арт для фильма "Ящик Пандоры", иллюстрирующий момент с ревю, в котором принимала участие Лулу

Почерпнула новый киноприём из этого фильма. Он построен визуально на контрастном кьяроскуро (от итальянского chiaro е scuro – это когда большую роль играют тени и туман). В 1516 году Уго да Карпи, живописец и гравёр, попросил разрешения у сената на печатание цветных гравюр в изобретённой им технике – способ “делать отпечатки, которые выглядят так, будто их сделали кистью”. Это как раз объясняет, почему планы в фильме выглядят так живописно, выразительно и так цепко задерживаются в памяти. Они похожи на картины, прописанные с большим терпением.

То, что фильм такой красивый и стильный, является заслугой художника-постановщика Андре Андреева (André Andrejew). В титрах можно прочитать: Sets by Andrejew & Hesch. Андреев был важным художником-постановщиком международного кинематографа двадцатого века. У него был особый, новаторский стиль. Он создавал одновременно выразительные и реалистичные декорации. Современники говорили о нём, что он воплотил в жизнь представление 20-го века о романтическом художнике-индивидуалисте.