Если конкретнее, конечная точка маршрута — Государственный военно-технический музей, что в с. Ивановском под Черноголовкой. Именно тут, практически в подмосковном лесу, выставлен единственный в мире рабочий летательный аппарат нового типа, напоминающий НЛО. Но даже если бы его тут не было, музей определенно стоит посетить. Через экспонаты гражданской и военной техники — от махины «Пион» до детской мотоколяски — рассказывается о событиях XX века. И это очень увлекательно.
Коротко
- Музей не просто посвящен истории техники, а акцентирует внимание на развитии автомобилестроения. В экспозиции более 400 автомобилей, вездеходов, танков, мотоциклов, механизмов XX века. Почти все они в рабочем состоянии, отреставрированы в музейных мастерских.
- Тут множество редчайших экспонатов: уникальные образцы вездеходов КБ завода имени Лихачева; полная коллекция пожарной техники, начиная с насоса Густава Листа 1900 года; самая большая коллекция раритетных автомобилей Ford Т в Европе, лендлизовские «Доджи», автомобили советского такси (первый вариант представлен фаэтоном ГАЗ А 1932 года) и т.д.
- Многие экспонаты интересны своими историями. Например, боевой путь танка ИС-2 от рождения до ранения в Берлине восстановлен буквально посуточно. Получилась удивительная история сражений и людей, чьи жизни пересеклись с маршрутом этого танка. Хоть кино снимай.
- Музей располагается на территории бывшего пионерского лагеря «Солнышко». Часть экспонатов расположена на улице, часть — в бывших спальных корпусах.
- В этом музее можно бегать, лазить и кричать. Он отлично подходит для детей. Есть тир и 500-метровая полоса препятствий: подвесная веревочная переправа, разрушенный мост, окоп и др.
- Кафе «Штаб» сделано в формате полевой кухни: в меню, как водится, гречка с мясом и чай.
- Вокруг лес, рядом река. Берите с собой плед, термос и бутерброды — можно будет погулять в окрестностях.
О нескольких уникальных экспонатах музея «Славии» рассказала Марина Ушакова, заведующая экскурсионно-просветительским отделом.
Экранолет ЭКиП
К уфологии эта «летающая тарелка» не имеет никакого отношения, хотя возможности у нее фантастические. ЭКиП («Экология и прогресс») — проект многофункционального безаэродромного экранолета, построенного по схеме «летающее крыло». Разработан советским конструкторским бюро под руководством Льва Щукина в начале 1980-х годов. Вместо шасси у него воздушная подушка, так что для взлета и посадки годятся 500 метров любой ровной поверхности — хоть воды, хоть суши. Управление пограничным воздушным слоем (в музее вас посвятят в эти тонкости) примечательное даже по современным меркам. Считается, что по безопасности и экономичности ЭКиП обходит даже современные самолеты. К тому же он может использовать в качестве топлива аквазин — смесь углеводородного топлива и воды, что весьма экологично. Увы, в начале 2000-х проект был заморожен из-за отсутствия финансирования. Единственный экранолет, которые успели выпустить, находится в музее под Черноголовкой.
Лазерный комплекс «Сжатие»
Во второй половине XX века человечество бредило лазерным оружием. Его описывали фантасты и снимали в инопланетных сагах режиссеры, не подозревая, что их современники-конструкторы уже делают сказку былью. Самоходный лазерный комплекс «Сжатие» (1К17), разработка НПО «Астрофизика» — вовсе не «лазерный танк» и даже не гиперболоид инженера Гарина. Это опытный образец оружия для противодействия оптико-электронным приборам противника. По задумке 12 оптических каналов с индивидуальной системой наведения должны были выводить из строя всякую вражескую оптику и делать технику противника «незрячей». В 1992 году комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, но в серийное производство не пошел.
Узнать о советском опыте строительства лазерного оружия можно на экскурсии в музее.
Такси ВНИИТЭ
Желтое такси ВНИИТЭ — эксперимент Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики — так же сохранилось в единственном экземпляре. И, кстати, в рабочем состоянии. Еще в 1950-х в СССР решили сделать особый автомобиль для службы такси, учитывая специфичные условия работы. Машина должна была быть вместительной, но компактной, с большим багажником и широкими дверями. По компоновке — скорее микроавтобус, чем обычный седан. В 1960-х такой автомобиль был создан. Кузов ВНИИТЭ-ПТ имел стальной каркас и стеклопластиковую оболочку. В машине всего две двери: сдвижная с дистанционным электроприводом для пассажиров и обычная — для водителя. В дизайн было внедрено несколько необычных решений: таких, как фары за поднимающимся щитком, или черненые рамки стекол. Образец прошел испытания и был рекомендован к запуску в опытную серию. Но не сложилось.
Адрес музея:
Московская область, городской округ Черноголовка, село Ивановское, строение 1
Как добраться
На машине: по Щелковскому шоссе доехать до Малого Московского кольца — «бетонка» А-107. Далее поворот налево в направлении Ярославского шоссе. Через три километра свернуть правее по указателю на село Макарово. Проехать через село Макарово, далее по дороге через лес в село Ивановское. С главной дороги съехать по указателю прямо до музея.
На автобусе: от станции метро «Щелковская» автобусами (или маршрутным такси) №320 «Москва-Черноголовка» или №360 «Москва-Дуброво» — до Черноголовки, остановка — «Автовокзал». В Черноголовке пересадка на автобус №73 «Черноголовка-Ивановское» и ехать до с. Ивановское, остановка «Больница», далее 400 метров пешком.
#музей #черноголовка #нло #наукаитехника #путешествияпороссии #подмосковье