Сидит девица в темнице — а коса на улице? Кто это?..
Большинство читателей, скорее всего, вспомнили красивую немецкую сказку, опираясь на название статьи и картинку, и ответили: «Рапунцель». Но правильный ответ, вообще-то.. Морковка!)
Так, опираясь на заданность, мы порой смотрим на реальность. Что в нашем взгляде на вещи есть проекция, а что осознанное восприятие происходящего?
Так и с данной сказкой. Сидит царевна в башне, несчастная жертва злой колдуньи, печальная и прекрасная, и ждёт своего спасителя, сверкая в солнечных лучах очаровательной приманкой — пышными локонами. И кажется нам, что вот придёт он, спасёт милую и прекрасную девушку и будут они счастливы.. Это заданный сценарий. Но..
Кто она — эта известная нам с детства очаровательная и загадочная принцесса-невольница? О чём её история? И если рассмотреть эту сказку через призму психологии, то о ком она и можно ли спасти Рапунцель в действительности?
Характерная черта нашей героини - в сказке Рапунцель ждёт и привлекает принца-незнакомца, мечтает о неизвестном ей, придуманном, персонаже. И в этом, видимо, начало её спасения. Ведь, если вдуматься, что даёт девушке её настоящая реальность? Заточение, недоброе обращение, иными словами тьму и порабощение. Знает ли она иную реальность? Судя по её истории не очень-то. И потому влюбиться в реального персонажа для Рапунцель немыслимо — всё настоящее не сулит по её опыту ничего доброго. А наделить неведомого героя нужными ей качествами — это вполне возможно и очень увлекательно. И главное — за неимением известных исходных данных или какой-то реальной проявленности принца — ничто не мешает ей создать в мечтах нужный образ.
Так часто люди и влюбляются. Например, по переписке, всячески откладывая встречу или внутренне препятствуя ей. Не видя самого героя, а лишь придумав, повесив на объект какую-то свою ассоциацию.
Недавно один студент задал мне вопрос — почему девушки в начале отношений одни, милые и прекрасные, а потом, когда отношения развиваются, они совсем иные? Не потому ли, что ты, милый мальчик, просто сначала не хочешь видеть то, что человек являет, а влюбляешься в свою мечту?..
Но не только в этом сложности Рапунцель. Вернёмся к её дальнейшей деятельности. Чем она хочет привлечь принца? Сначала голосом, распевая на весь лес и поражая окрестных зверушек своим сопрано. Затем она рассчитывает, что герой должен забраться в башню, поразившись и красотой её волос. Дальше-больше, на месте он должен вообще просто обалдеть, увидев её лик. О чём это?
Принцесса делает ставку на свои внешние данные и внешние проявления, при том что от принца ожидает исключительно действия.
Кому характерно такое поведение? Я вижу в этом явные проявления нарцистического расстройства личности.
И свойственно это не только принцессам.
Отвлекусь немного от сказки и расскажу быль..
Мужчина и женщина знакомятся с желанием найти партнёра для какого либо своего любовного сценария. И, как и положено, на первом этапе знакомства они очаровывают друг друга лёгким общением, флиртом, юмором, демонстрируют друг другу себя с лучшей, причёсанной стороны (на реальных свиданиях или обмениваясь самыми удачными своими фотографиями в виртуальной переписке). И вот возникает романтическое настроение. А далее много путей и дорог.
А далее приведу в пример вариант достаточно частых разворотов отношений. Почувствовав приближение влюблённости, один из партнёров интуитивно закрывается, вспоминая свой предыдущий, возможно не единичный, опыт большой любви, который как-то травматично закончился.
Случалось такое с вами или в вашем окружении? Думаю, это не распространённый сценарий. Предыдущий опыт разочарований, не проработанный в психотерапии или не отрефлексированный самостоятельно, загнанный глубоко внутрь и запертый на амбарный замок семью ключами из желания оградить себя от казалось бы «непереживаемой» боли вдруг, при похожем, наступившем в новых отношениях, влечении души, начинает просачиваться сквозь старые засовы.. И что делает человек?
Как часто не прожитые и не проработанные травмы не дают нам снова летать!
И дальше, как правило, в реальности начинается игра в «разморозь моё ледяное сердце». Один партнёр всячески транслирует другому — я когда-то умел так чувствовать, я любил, я летал, но так обломал крылья и грохнулся о земь, что не полечу снова..
Что это? Если не хочешь летать, влюбляться, любить, так и зачем об этом говорить и всячески вовлекать партнёра в свою душещипательную историю? Не крик ли это Рапунцель о том — что приди и спаси? Но самое интересное, что в жизни такими принцами-спасителями или Гердами-разморозками не редко выступают именно женщины. В силу традиционного воспитания порой склонные к жертвенности и послушности, они охотно вовлекаются в такую игру, которая рискует превратиться в нарсцистический абьюзинг. Но почему именно в такой негативный и болезненный сценарий? А давайте представим что станет дальше с Рапунцель.
Принц поднимается в башню и предлагает принцессе спуститься. Почему она медлит, принимает там его не один раз и не убегает с ним, пока не появляется свирепая колдунья? Рапунцель не живёт в том реальном «забашенном» мире, она живёт в своих парадигмах, ей сладко томиться и ждать спасителя, а бежать со спасителем боязно и непривычно, она так ещё не пробовала. Дальше она снова использует принца как средство спасения — дождавшись, что их секрет открылся, делает из него супер-героя и всё-таки сбегает.
Эйфория победы, по всей видимости, какое-то время захватывает обоих..
Но теперь представим, как складывается дальнейшая роль принца. Он-то жить в миру привык, принцессу спас на раз-два, посему будет всячески ей и дальше стараться являть вкус жизни. Сможет ли она этот вкус почувствовать? И как станет относится к принцу реальному, а не вымышленному? Ведь, как мы отметили выше, ждала она придуманный персонаж — свою проекцию. Какие тернии придётся принцу преодолеть и сколько пройти проверок, придуманных подозрительной принцессой, чтоб она вообще разомкнула свои прекрасные уста и хоть что-то реальное вкусила?
Так и в настоящих историях. Рассказы про ледяное сердце завораживают потенциального спасателя, он сам в них верит и думает, что придёт, научит любить, расцветит мир узника волшебными красками. Ведь так заманчиво быть волшебником и нести счастье!..
Но зачем всё это Рапунцель? Что её на самом деле привлекает — путь или сама цель? Или лишь планирование и ожидание пути? Тут и включается рапунцелевкий нарциссизм — некое любование собой со стороны, которое сначала было и в слушание собственного голоса, и в восторге от собственных локонов, и в представлении о внезапном поражении принца своей внешностью, это любование продолжается и в том, что теперь созерцаются активные действия спасателя по её исцелению. Ведь тот так старается. Значит Рапунцель удивительно прекрасна, раз для неё так из кожи вон лезут, дабы разморозить и научить снова любить. И, как не странно, часто такими спасателями выступают женщины. А в роли Рапунцель купаются нарцистические мужчины.
Но бывают и обратные сценарии — когда женщина всячески являет собой недотрогу и стальную мантию, а мужчина набивает себе шишки и синяки, чтобы её очеловечить…
И все эти рассказы, которые чаще слушают люди по-старше, возраст которых предполагает наличие разных историй за плечами, рассказы новых возлюбленных об их прошлых травмах, которые они не в силах пережить, и этот образ печального рыцаря с замороженным сердцем — ни что иное как пение Рапунцель с призывом спасателя не предвещающее ничего хорошего.
А что с принцем? Так ли на самом деле увлекательна роль спасателя? И сможет ли Герда -Принц, в зависимости от гендерной принадлежности героя, выйти из этой игры целым и невредимым? Так уж идёт Рапунцель именно за спасением, не важно в юбке она или в брюках? Так ли хочет она любви? И сколько она устроит проверок своему принцу, на сколько проверки эти будут ресурсными, а не терзающими? И не передаст ли бывшая пленница свою роль жертвы нынешнему спасателю?
Синдром Рапунцель может быть и в женщине и в мужчине. И если Рапунцель-женщина ещё может смягчиться в силу природной заданности, то Рапунцель-мужчины тот ещё орешек.
Рапунцель сама выбирает свою дорогу. И было бы самым экологичным для неё самой и для возможных партнёров вариантом, если бы свой начальный путь из башни она бы выбрала не к принцу, а к психотерапевту. Собственно психотерапевт и Гердам был бы не менее полезен. Чтобы в итоге не нужно было спасать их самих. Не от большой же сохранности они идут в спасатели. Как думаете?
#отношения #психология #отношений #любовный #сценарий #жертвенность #сказкотерапия #разборсказкирапунцель #рапунцель