Найти тему
Путь пилота

Длинный маршрутный полёт

Один из финальных этапов курса - полёт между несколькими городами.

В процессе обучения на частного пилота (или пилота-любителя) и получения лицензии PPL (Private Pilot License) необходимо пройти несколько важных этапов:

  • пройти медосмотр;
  • сдать теоретические экзамены;
  • выполнить первый самостоятельный полёт вокруг аэродрома (так называемое первое соло);
  • получить допуск к навигационным полётам.

Следующий шаг - "длинный" навигационный (или так называемый кросс-кантри) полёт (нюансы терминологии здесь): общее расстояние должно быть более 150 морских миль (это примерно 280 км). Кроме того, необходимо совершить две посадки с полной остановкой на двух различных аэродромах (не включая аэропорт вылета).

В нашей школе есть некий набор "стандартных" маршрутов, удовлетворяющих этим требованиям. Мне предстоит вылететь из Руднице, затем приземлиться в Градец Кралове, затем в Прибраме, и вернуться в Руднице.

Маршрут длинного навигационного полёта
Маршрут длинного навигационного полёта

Общее расстояние - 180 морских миль (примерно 330 км). Посадки будут на трёх типах полос: в Руднице - грунт, в Градец Кралове - бетон, в Прибраме - асфальт (это не является требованием, просто так получилось).

В нашей школе две цессны 152 и одна цессна 150. Они самые дешёвые, поэтому обычно для начального курса обучения (и не только начального, кстати) все выбирают именно их. Сегодня самолёт, который я обычно бронировал (цессна 150), недоступен, поэтому будет цессна 152. У неё есть незначительные отличия от 150: установлен VOR (прибор для навигации по радиомаякам), указатель скорости в узлах (вместо миль), несколько более уставший двигатель (дольше разбег) и немного другое управление закрылками.

На раннем этапе обучения эти различия кажутся довольно значительными. Например, на С150 нужно держать переключатель закрылок до тех пор, пока они не выйдут в нужное положение, а на С152 достаточно просто перевести его в нужное положение. Чтобы было понятнее, лучше посмотреть картинки:

Закрылки в C152
Закрылки в C152
Закрылки в С150
Закрылки в С150
Индикатор закрылок в С150
Индикатор закрылок в С150

На мой взгляд, в С150 удобнее: сразу видно, в каком они положении, для этого не нужно смотреть куда-то вниз и разглядывать мелкие циферки. Кто летал на С150/152/172 поймут - мне кажется, что все хотя бы раз в жизни "промахивались" мимо нужного положения.

Но это всё же совсем не критичные различия. Гораздо важнее не терять концентрации во время полёта и грамотно выполнить посадки. Такой маршрут занимает более двух часов, в течение которых нужно каждые несколько минут смотреть по внешним ориентирам и бумажной карте, не отклоняемся ли от планируемого курса и скорости, вести навигационный лог, и при этом активно мониторить наличие других самолётов/вертолётов: полёт визуальный.

Это одна из финальных стадий на пути к первой лицензии: дальше нужно только оттачивать навыки и набирать лётные часы, и, когда необходимый минимум будет выполнен, сдать экзамен. На самом деле, осталось самое интересное: несколько навигационных (кросс-кантри) полётов с использованием навыков, которые должны были появиться за время обучения =)

Основной блог: https://airman.pro