Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

С него началась история: советский бронетранспортёр БТР-60 в редкой версии с радиостанцией

В конце 50-х годов для замены бронетранспортёров БТР-152 в мотострелковых формированиях был разработан восьмиколёсный бронетранспортёр БТР-60, производство которого под обозначением БТР-60П стартовало в 1960 году.

Именно с БТР-60 началась история отечественных четырёхосных бронетранспортёров, которая продолжается по сей день.

Экземпляр, который вы видите на фотографиях, я заснял в городском парке Богородска Нижегородской области.

И это не просто БТР-60П, это БТР-60ПУ — машина управления звена батальон-полк с радиостанцией.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

БТР-60 был разработан в КБ Горьковского автомобильного завода и производился на ГАЗе с 1960 по 1976 год. Затем его выпуск продолжили в Кургане на КЗКТ до 1987 года.

Машина имела нехарактерную для бронетранспортёров компоновку с расположением отделения управления в лобовой, десантного — в средней, а моторно-трансмиссионного — в кормовой части машины.

Экипаж БТР-60П состоял из двух человек: командира машины и механика-водителя. Кроме них, бронетранспортёр мог перевозить от 8 до 14 человек десанта, в зависимости от исполнения.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

БТР-60П не имел крыши над десантным отсеком, что приводило к повышенной уязвимости десанта.

Поэтому в 1963 году ГАЗ подготовил полностью закрытый вариант, пулемёт которого перенесли к переднему десантному люку на крыше. Такая машина получила обозначение БТР-60ПА.

Вскоре последовала ещё одна кардинальная модернизация: бронетранспортёр получил вращающуюся башню от БРДМ-2 с 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Этот вариант назвали БТР-60ПБ. Он стал самым удачным среди всех и выпускался серийно без значительных изменений вплоть до 1976 года.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Броневой корпус транспортёра собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 11 мм (в случае с БТР-60ПБ) и имел слабо дифференцированную защиту.

БТР-60 приводился в движение при помощи двух спаренных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей жидкостного охлаждения ГАЗ-40П, являвшихся форсированным вариантом двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51 и развивавших мощность до 90 л. с. каждый.

Правый двигатель вращал колёса первой и третьей оси, а левый — второй и четвёртой. Интересно, что передние два моста можно было отключить.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Для передвижения на плаву использовался водомётный движитель, приводившийся от обоих двигателей одновременно.

Трансмиссия представляла собой две механические четырёхступенчатые коробки передач с коробкой отбора мощности к водомётному движителю и две раздаточные коробки с понижающей передачей.

Но давайте чуть подробнее поговорим про БТР-60ПУ. Вообще, с названиями машин обеспечения связи в семействе БТР-60П были большие проблемы.

Индекс БТР-60ПУ считается обобщённым: машины чаще называли по радиостанции, которая была установлена.

Неполный список включал: БТР-60 Р-118АМ3, БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156, БТР-60 Р-161Б, БТР-60 Р-409БМ.

В 1967 году также появился БТР-60ПУ-12, основной задачей которого было управление различными средствами огневого поражения воздушных целей, состоящими на вооружении подразделений ПВО.

У машины обеспечения связи не было вооружения в виде вращающейся башни. Зато машина была напичкана различными радиостанциями и антеннами: к сожалению, на выставленном в Богородске экземпляре всего этого уже нет.

Судя по той навеске, что сохранилась, я с большой долей вероятности предположу, что перед нами БТР-60 Р-118АМ3.

Первым боевым применением новых бронетранспортёров БТР-60П (и его модификаций) считается пограничный конфликт на острове Даманский в марте 1969 года.

БТРы показали себя довольно неплохо, хотя и понесли немалые потери из-за применения китайцами гранатомётов, а также из-за тактических ошибок командиров бронетранспортёров ввиду малого опыта применения новой техники.

БТР-60 также довольно активно применялись на начальном этапе Афганской войны, но впоследствии их постепенно начали заменять на более современные БТР-70.

Огромное количество БТР-60 было отправлено в Египет, Вьетнам и Болгарию (а в Румынии их вообще производили по лицензии).

Бронетрнаспортёры до сих пор остаются на службе почти четырёх десятков стран. Они есть даже в Чады и Эфиопии!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Если вы вдруг будете проезжать мимо Богородска, то вот вам точка, где находится этот БТР-60ПУ и ещё несколько единиц военной техники: