Расскажу про две разные повести для подростков, герои которых страдают сильной тревожностью. Триггером к тревожному расстройству у каждого из них становится страх потери близких, а затем сюжет вертится вокруг того, как подросток с переменным успехом выходит из этого состояния. Расскажу об обеих книгах, поскольку понравились мне обе.
Анна Вольтц. Моя удивительная (и очень странная) неделя с Тесс (Издательство "Поляндрия", 2020). Перевод с нидерландского Ирины Лейк.
Самуэлю 10 лет (что подсказывает нам, что книга эта для читателей примерно 9-12 лет). Вместе с родителями и братом он приехал на короткие каникулы на остров, а там вдруг случается сразу много неприятностей: старший брат ломает ногу, Самуэль знакомится с девочкой Тесс, а еще у милого старика умирает попугай, и решительно никто не хочет ему помочь попрощаться с его самым последним в жизни домашним любимцем. Тут-то Самуэль и понимает: все хрупко. Все очень хрупко! К тому же он самый младший в семье, и ему, именно ему придется побывать на похоронах каждого из своих дорогих близких. А столько горя и прощания он уже заранее не может вынести. Что же тогда делать? Ни к кому не привязываться и никого не любить? Не отпускать от себя родных и близких ни на секунду, чтобы успеть наобщаться? Что-то еще? Все эти вопросы он решает, бегая по острову вслед за ровесницей Тесс. У его новой подруги много ярких качеств, среди которых масса энергии, перепады настроения и непрекращающиеся попытки обрести отца, которого у нее никогда не было. За неделю Самуэль переходит от отчаяния к полному принятию правды жизни, в итоге жизнь его становится еще лучше (потому что с самого начала перед нами мальчик из любящей благополучной семьи).
Пока читала, я, конечно, постоянно сравнивала эту книгу Вольтц с предыдущей повестью того же автора, которая называется "Аляска". В той книге у персонажей было куда больше проблем, от неизлечимой болезни с непонятным прогнозом до серьезного ПТСР у родителей героини, но и там ближе к концу герои нашли промежуточные решения. В Тесс ситуация куда проще, поэтому и решения находятся легче и конец кажется уж совсем мажорным, до ощущения сладости во рту.
Мы все знаем, мы привыкли так думать: это правильно, когда герой детской и подростковой книги в конце находит решение своих проблем или, по крайней мере, обретает надежду и видит свет в конце тоннеля. Но так ли уж нужно делать так, чтобы у всех героев прямо все-все становилось очень хорошо? Девочка обрела отца, она счастлива, отец счастлив, мальчик обрел лучшего друга, его отношения с родителями (принимающими и понимающими) стали лучше прежних, и даже с братом, у которого все в данный момент жизни непросто, удалось поговорить и все наладить. Все совпало и диссонансов нет! Что, впрочем, не отменяет того, что книжка действительно интересная и герои там живые, яркие, вызывающие сочувствие и прочий эмоциональный отклик. Буду и дальше читать Вольтц, тем более как раз новая книжка приехала!
***
Мег Розофф. Джастин Кейс (Издательство "Albus Corvus", 2018). Перевод с английского Марии Сарабьяновой.
Дэвиду 15 лет (тут, в скобках я должна бы пояснить, что это значит, мол книга для 14-17-летних, но нет, на обложке стоит 18+ в соответствии с законом о защите детей от информации, способной причинить вред их здоровью).
Однажды он видит, как его годовалый брат стоит около раскрытого окна и, кажется, собирается упасть на улицу. Дэвид подскочил и вытащил брата, но с тех пор что-то в нем сломалось: он понял, что судьба так и норовит оборвать его жизнь или жизнь его близких. Жить в ситуации подобной острой неопределенности для него слишком тяжело! Он меняет имя - вместо Дэвида теперь зовется Джастином (это, конечно, игра слов "just in case"), меняет стиль одежды и заводит новый круг общения. Знаете, как у нас говорят, когда приходится возвращаться домой за какой-то забытой вещью? Надо посмотреть в зеркало, потому что, мол, раздвоишься - нечистый не догонит. Так и Джастин - надеется, что он спрячется за многочисленными новыми личинами, и ему удастся убежать от коварной судьбы. В этих бегах он встретит первую любовь, потеряет первую любовь, найдет лучшего друга, станет невольным поводом для одной смерти, а потом и сам чуть не умрет.
Где-то к середине книги постоянное однотонное мрачное состояние главного героя начинает раздражать (думаешь примерно так: ну должно же быть какое-то развитие, а не постоянный бег по кругу одних и тех же мыслей и эмоций), кстати, автор может как раз этого и добивается, а может и всерьез верит в "обреченную юность". Ситуацию чуть-чуть спасают монологи самой Судьбы (действительно, коварной, чем-то напомнившей мне богов смерти из аниме "Тетрадь смерти") и мысли младшего брата Дэвида, которых никто не слышит, ведь мальчику чуть больше года и разговаривает он на особенных, недоступных обычному человеку уровнях. В конце герой всё же видит свет в конце тоннеля, так что читатель может выдохнуть и поверить в то, что Дэвид перестанет бесконечно нервничать и тревожиться, а начнет все-таки жить.
Мег Розофф - автор крайне авторитетный и титулованный, она лауреат медали Карнеги, Deutsche Jugendliteraturpreis и мемориальной премии Астрид Линдгрен (по-моему, второй по авторитетности мировой премии в области детской литературы после медали Андерсена). И книги она пишет довольно непростые, с не самыми приятными героями и сложными этическими коллизиями. В тех книгах, которые читала я, она берет немного неконвенционального героя с вполне нормальной жизнью и выкручивает его ненормальность по полной. Затем она предлагает читателю понаблюдать, как же герой будет искать выход из непростой жизненной ситуации и из самого себя, ставшего вдруг слишком странным и неуютным.
Не могу сказать, что поставлю эту книжку на полку самых любимых, но что-то в ней все равно цепляет, иначе почему я постоянно возвращаюсь к ней мыслями и время от времени обдумываю тот или иной эпизод? Например, подумала, что в книге очень серьезно и с разных сторон рассматривается вопрос об ответственности художника за ту реальность, на которой он фокусирует внимание зрителей. Одна из героинь, девушка-фотограф, сделала Джастина главным героем своей инсталляции. С одной стороны, именно она изменила его жизнь и дала ему неповторимый опыт (стала его первой любовью, с ней у героя был первый секс, из-за чего, видимо, там и стоит на обложке 18+), с другой, как будто показала все его самое сокровенное всем и каждому. И Джастин в результате почувствовал себя хуже чем голым, совершенно уязвимым. Но при этом выставка оказалось потрясающе удачной. Так вот стоило или нет так делать? Как далеко может зайти художник в демонстрации сокровенного? И чем отличается фотограф от других художников? В общем, книжка очень глубокая и многоплановая, чем дольше о ней думаешь - тем больше слоев смысла всплывает.
Хороший текст для старших подростков и читателей категории "young adult".
#книги для подростков #young adult #современная детская литература #читает_шафферт