Многие современные автомобили, даже недорогие, имеют отдельные функции беспилотника. На шкале автономного вождения, состоящей из шести уровней, ваша ласточка тоже есть – где-то между первым и третьим уровнями. Хотите знать точнее?
Когда мы говорим слово “беспилотник”, то обычно подразумеваем, что этот автомобиль не требует никакой помощи от водителя. Такие робомобили появились на улицах лишь в последние несколько лет. Однако на самом деле автоматизация началась гораздо раньше. Мы говорим о полуавтоматических функциях – автоматических помощниках водителя (ADAS), которые есть в большинстве серийных авто.
Поэтому, если у вашего автомобиля есть хотя бы адаптивный круиз-контроль – он попал на шкалу SAE! Давайте попробуем определить, куда именно.
Уровни 0-2
На трёх нижних уровнях автоматика берет на себя отдельные функции – например, поддерживать расстояние до едущей впереди машины.
При этом водитель продолжает управлять. Даже если функции ADAS достаточно продвинутые, чтобы можно было отпустить руль или убрать ноги с педалей – всё равно, на этих уровнях вы не можете отвлекаться от дороги и должны быть готовы в любую секунду перехватить управление.
- 0 – автоматические помощники водителя только предупреждают или вмешиваются в управление в экстренных ситуациях. К этому уровню относятся системы экстренного торможения (automatic emergency braking, AEB), мониторинга слепых зон (blind spot warning) и предупреждения об отклонении от выбранной полосы (lane departure warning system, LDWS).
- 1 – автопилот способен управлять либо рулевыми колёсами, либо разгоном-торможением. Примеры таких систем – удержание в полосе (lane centering) и адаптивный круиз-контроль (adaptive cruise control, ACC).
- 2 – автопилот способен управлять и рулёжкой, и разгоном и торможением.
Большинство современных автомобилей находятся в нижней половине шкалы – не считая самых недорогих, у которых подобных функций нет.
Уровни 3-5
На этих уровнях автопилот способен полностью освободить водителя от управления, хотя бы на время.
- 3 – этот уровень можно считать переходным. На третьем уровне автоматика полностью освобождает водителя, но только в отдельных ситуациях – например, в пробке или на скоростной магистрали, а когда такой участок заканчивается, раздаётся сигнал и водитель должен взять управление на себя. Сюда относятся, например ассистент движения в пробках (traffic jam assist, TJA), функция автономной парковки и подобные.
- 4 – водителю с начала до конца поездки не надо вмешиваться в управление. Однако беспилотные возможности всё ещё не безграничны. К этому уровню, например, относятся беспилотные такси “Яндекс”, Gruise и Google, которые могут ездить только по дорогам, на которых их тренировали.
- 5 – полная автономность. Оценивая здраво, ни один из существующих беспилотников до пятого уровня пока не дотягивает.