Найти в Дзене

Кто виноват в отсутствии самостоятельности у подростков

В комментариях к статье о бытовой неприспособленности подростков, читатель Пал Палыч написал:

«Хотите взрастить в детях самостоятельность просто перестаньте делать сами и все. Не убрался, ну и живи в грязной комнате! Не сварил, ну и жуй хлеб с солью! Не постирал себе, ну и ходи в грязном... Очень хорошо помогает...
Это конечно, не касается маленьких детей, ну а со взрослыми, 15 летними детьми, можно и не церемонится и не дуть в попу уже...
Просто показать, что это уже твоя зона ответственности и все...
Хотя бы какие-то бытовые дела такие дети могут делать...
Не взваливать конечно весь быт на ребенка, но как-то себя обслуживать хотя бы на каком-то минимальном уровне такой взрослый ребенок уже вполне может.
А так вы сами взращивайте бытовых инвалидов конечно зачем что-то вообще делать, если придет мамка, поорет, да сама все потом сделает.))»

Мудрейшие слова! Низкий поклон автору за комментарий. Но здесь возникает сразу несколько подводных камней, о которых не могу не сказать.

Первое - всё так просто и по полочкам, потому что Пал Палыч – мужчина. У женщины другой взгляд, другие методы, иные функции, наконец. Плюс – присутствие эмоций.

Маме жалко «нагружать маленького», ею движет страх быть плохой матерью, она по жизни чувствует себя виноватой… Причин много.

Второй не менее важный момент: большинство родителей спохватываются именно тогда, когда начинаются проблемы. А ведь дети стараются до нас достучаться не один месяц, и не один год.

Ребёнок лет с трёх начинает получать собственный опыт, выражая его в незамысловатой фразе: «Я сам!».
А вот здесь реакции родителей нередко расходятся с желанием воспитать самостоятельного ребёнка.
Чаще всего это воспринимается, как каприз, упрямство, негатив и нарушение границ взрослых.

А ещё женщины не любят убирать, вытирать и застирывать результаты опытов своих детей. Ей проще самой вымыть посуду, чем наблюдать, как пятилетняя дочь размазывает «грязь» по тарелке.

Если ребёнок что-то рассыпал – будет крик и ругань, но мама сама пойдёт и уберёт за ним.
И так повторяется за годом в год.
А далее, когда ребёнок накрепко впитал предложенную модель поведения и усвоил навык ничегонеделания, мама замечает, что сын или дочь уже взрослые, и пора бы им взять на себя ответственность…

Кроме того, у ребёнка, не имеющего возложенных обязанностей помощи по хозяйству, подсознательно возникает ощущение собственной бесполезности. Но об этом говорить не принято. Мы же его любим, и он об этом знает. Пусть даже на деле это и выглядит иначе.

Но сейчас вопрос: что делать, если момент уже упущен?

С ребёнком-подростком можно только договариваться.
Бесполезно запрещать, ругать, наказывать.
Учимся общаться с ним, как со взрослым, даже если его поведение далеко от поведения ответственного человека.

Если мы уж сами упустили момент, значит и подход надо искать самим, корректируя собственное поведение, а не требуя от ребёнка начать меняться. Не согласны?

Пишите в комментариях. Подписывайтесь, ставьте лайки.

Запись на консультацию по номеру 89615538880 (Вайбер, только сообщения).

#саморазвитие #самопознание #семья #дети #воспитание #воспитание детей #воспитание подростков #подростки #трудные подростки #общение