Заметки к моей обновленной версии книги: «Эверест. Дотянуться до Небес»
Лагерь 1. Эверест
высота 5943 м.
02.05.2019
Есть в мире места, которые вызывают неподдельный страх и ужас. И пребывание в них чревато тяжелыми и необратимыми последствиями. Ледопад Кхумбу, как раз из числа таковых.
Что не говори — это самое опасное и труднопроходимое место на всем Эвересте. Он напоминал мне "американские горки". Только вместо искусственных железных механизмов, ты используешь естественную мускульную силу.
По своим очертаниям, это достаточно массивное и протяженное ледяное поле в виде языка, длиною 22 километра, усеянное глыбами льда и ледяными пещерами, которое ты преодолеваешь в самом начале своего восхождения на гору Мира, через Южное седло.
Оно встает для тебя довольно серьезным препятствием сразу на стыке, после выхода из Базового лагеря Эвереста (EBC Everest Base Camp, как его тут все называют). И начинается с шикарной морены, ледниковых отложений — смеси льда, земли, валунов и глины, разбросанных хаотично по всему ее ломаному периметру.
Сказать честно, меня ничто так не напрягало, как именно этот отрезок пути. Чем же он так опасен? Дело в том, что он (ледник) постоянно находится в движении. Это сложно увидеть невооруженным глазом. Но это происходит. За ночь он может сползти вниз до 1-го метра.
И такое его энергичное и спонтанное перемещение может спокойно вызвать сход лавины, камнепад, образование трещин и разломов различной величины. Тебе на голову может упасть отломившийся кусок льда и.т.д.
И это верная смерть, погибель. Ты даже не успеешь и глазом моргнуть, опомниться. Все может произойти мгновенно, неожиданно, в какие-то доли секунды и ты уже на том "свете" в окружении ангелов.
Все горовосходители, стараются избежать это место и по минимуму сократить свое пребывание на нем. Все же несколько раз, хочешь не хочешь, но по нему придется пройтись, на период так называемых акклиматизационных выходах и в самый день подъема на вершину Эвереста.
Я в общей сложности пересек его 4 раза. И всякий раз, этот поход был на грани, сопряженный со множеством рисков. Некоторые шерпы, те кто помогают альпинистам подниматься в горы проходят его до 15 раз за сезон, а то и более.
Когда после Кхумбы, ты возвращался домой в базлаг живым и невредимым, это было небывалым вздохом облегчения и ты, благодарил Небеса, как может быть никогда в своей жизни. Бог явно миловал тебя, хотя и непонятно за какие заслуги.
Да, этот тянучий, величавый и спокойный на первый взгляд ледник, мог нагнать тебе столько страха и жути. Помню, когда я впервые переступил его (Кхумбы) пределы, меня охватил мандраж. По моей спине пробежались мурашки.
Было какое-то неловкое чувство, волнение, страх перед неизбежным. И это чувство только усиливалось с каждым шагом, по мере того, как ты уходил, удалялся все дальше и дальше в эту "ледяную ловушку", расставленную тебе так умело самими горами и матушкой природой.
Хотя с виду, он и казался таким безобидным и раскошестым, красивым, как в сказке. Но это представление было обманчиво, иллюзорно. Вообще это еще то зрелище.
Побывать на леднике Кхумбу, это сродни тому, что оказаться в пасти какого-нибудь адского чудовища, которая перемалывает в своих жерновах, всех кто решился испытать свое везение, так сказать — поиграться со своей судьбой.
И ты на самом деле, попадаешь в эту зловещую пасть, пропасть. Где вместо зубов, всюду торчат большие многометровые ледяные глыбы (сераки), покрытые бурой каменистой пылью.
Некоторые из них доходили до высоты самого приличного Небоскреба. Ледник настолько могуч, что при движении выдавливает земляные валы слева и справа от ледяного потока.
Валы возвышаются на десятки метров и относительно безопасно двигаться можно по ним. Сам ледник ведет себя как живой организм. Под ногами (где-то внизу в метре под землей) что-то хаотично хлюпает и журчит, где-то пробегает ручеек.
Чувствуется, что там под тобой многие метры ледяного крошева и камней. То тут, то там с гулом отваливаются ледяные глыбы, падая в подтаявшую изумрудно-зеленую воду.
Периодически слышен треск раскалываемого льда и шум от небольших камнепадов. Никакой земли, вокруг конечно же, нет. Одни сплошные камни и лед.
Все время, сколько я находился там на леднике, ветра практически не было. Вокруг царила уникальная тишина, нарушаемая только скрипами и вдохами ледника.
И вдруг в этой тишине, однажды раздался нарастающий звук, похожий на рокот летящего вертолета, а дальше - бу-бух - грохот раскатистого грома! Да, сначала я не понял, что произошло. Вертолетов никаких не было, да и грома при ясном голубом небе быть не могло.
Потом я увидел снежное облако, медленно поднимающееся вверх там, где-то в западном цирке Эвереста. И о, Боже! Это была лавина! Лавина! Громадная, больших размеров ползучая снежная масса, которая словно "всепожирающий зверь" с грохотом и ревом двигалась в мою сторону.
Казалось бы, ее ничто не могло остановить. Она стремительно спускалась вниз по горным карнизам, ломая и проглатывая все на своем пути.
Она превращала в труху и искареживала до неузнаваемости все за считанные секунды, что попадалось ей навстречу, что имело хоть какую-либо целостность и удобно приглядный вид.
До меня она не дошла. Рассыпалась по дороге, покрыв меня с ног до головы снежной пылью и острыми как шипами ледяной крошкой.
Ощущения, конечно были не ахти какие. Если учесть, что в этот момент, ты где-то в подсознании уже попрощался со своей жизнью. Да, на этот раз все обошлось. Но где была гарантия того, что этого не произойдет впредь.
По мере подъема и приближения к вершине, Эверест "огрызался" все напористей и активней. И подобные ситуации и выпады росли как "снежный ком".
Другой проблемой было то, что и на земле, под твоими собственными ногами, тебя подстерегала не меньшая опасность. Снег на который ты ступал, местами был очень мягким, тонким и рыхлым и идти по нему было крайне нелегко.
Неприятность заключалась в том, что он скрывал под своей толщей многочисленные пустоты, разломы и трещины от совершенно маленьких, узких до больших, громоздких уходящих на сотни метров в толщу скал и льда.
Не считая переходов, между этими трещинами на открытом пространстве (но, это отдельная история). И при неосторожных действиях и телодвижениях, ты мог преспокойно угодить в них.
При этом, в лучшем случае, ты мог пораниться или подвернуть ногу. В худшем, вообще провалиться и уйти вниз с головой. При обоих раскладах, это могло бы стать концом твоей экспедиции.
Потому что с любой, даже мизерной травмой идти и передвигаться дальше в нормальном режиме, ты уже не сумеешь.
На всем пути следования до вершины, постоянно нужен глаз да глаз, чтобы не попасть впросак и не оказаться у "разбитого корыта".
Это касалось и тех его достаточно благоприятных, в плане проходимости участках, где (априори) ничто не могло предвещать этой самой беды.
Лично меня миновала эта злополучная "чаша". Я всегда успешно и благополучно переваливал через ледопад, его вертлявые и коварные заснеженные лабиринты.
И на обратном пути в последний раз спускаясь и, сказать даже более — летя на "всех парах" побежденным с Эвереста, он не чинил мне никаких особых преград и препонов.
Просто иногда вгонял в легкий ступор, от чего у меня перехватывало дыхание, когда я проходил по лестничному пролету через очередную бездонную трещину или лез по нему вверх по отвесным ледяным столпам.
А, так шло все вполне гладко и ровно, как "по маслу". Меня направлял мой дух, моя душа. И любые возникающие препятствия, только подстегивали и возбуждали меня.
И я не давал спуску ни себе, никому, кто находился тогда со мной в одной связке. Я гнал, вел себя наверх, не взирая ни на что и, порой даже не считаясь ни с каким здравым смыслом. Для меня тогда и "целого мира" было мало.
Да, мне реально хотелось нечто большего. Больше эмоций! Больше драйва! Больше адреналина! И, я воплощал все эти замыслы, все задуманное мною наяву в полной мере, даже сквозь слезы и лишения.
И Кхумбу с ее зловещей "тенью", была лишь началом в цепочке всех тех испытаний и преодолений, которых мне предстояло еще пройти...
Узнать продолжение истории, здесь на Литрес.
#горы #книга #Эверест #everest #альпинист