Как правило, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо обучать навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам в первую очередь, так как развитие его жизненных компетенций выступает на первый план. Как помочь особому ребёнку освоить навык чистки зубов рассказывает социальный педагог особого семейного центра «Роза ветров» Людмила Подкопаева.
Прежде чем приступить к обучению ребёнка, необходимо определить порядок действий – распишите последовательность своих шагов при выполнении данной деятельности. Помните, что нельзя научить ребёнка всему сразу, необходимо сосредоточится на одном доступном ему навыке. Прежде чем приступать к отработке того или иного навыка оцените текущее состояние навыков самообслуживания ребёнка.
Для того, чтобы научить ребёнка чистить зубы вы выполняете определённый алгоритм действий:
- берёт зубную пасту;
- откручивает колпачок;
- кладёт колпачок на край раковины;
- открывает воду;
- берёт зубную щётку;
- смачивает щётку под водой;
- выдавливает зубную пасту на щётку;
- кладёт тюбик на край раковины;
- чистит зубы слева;
- чистит зубы справа;
- чистит зубы спереди;
- кладёт щётку на край раковины;
- берёт стакан с водой и прополаскивает рот;
- ставит стакан на место;
- моет щётку и убирает на своё место;
- закрывает зубную пасту;
- убирает на своё место.
Проанализируйте, какие пункты из этой цепочки ребёнок может делать самостоятельно. Далее составьте программу, как будете учить ребёнка и отрабатывать навык чистки зубов. Дайте чёткую инструкцию и, если ребёнок самостоятельно не сможет выполнить её, значит необходимо провести действия «рука в руке». Задачи перед ребёнком ставьте поэтапно, так как он не всегда может выполнять сразу все действия.
«Вся эта работа очень кропотливая и требует от вас терпения и любви к своему ребёнку, поэтому не забывайте хвалить малыша. Дайте ему какое-нибудь значимое для него поощрение за то, что он сотрудничал с вами», – отмечает специалист.