Борис Ильич на мгновение замер у закрытой двери. Он победил! И пусть мечте юности не удалось сбыться, измени мечту и живи!
- Поехали!
Борис открыл дверь, стремительно вошёл в аудиторию. Студенты встретили преподавателя бурными аплодисментами:
- Поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!
- Спасибо, друзья! Приступим к работе.
*****
Прозвенел в школе последний звонок. Ученик 11-Б Боря Чеповский ждал этого дня, ждал, когда сдаст экзамены и уедет в Ленинград. Он будет учиться в институте, где учился и преподавал его отец – в техноложке, Ленинградском Ордена Октябрьской Революции и Ордена Трудового Красного Знаменитехнологическом институте имени Ленсовета.
Мама не хотела отпускать сына, она понимала, что привлекает Борю именно в этом институте. Десять лет назад не стало её мужа и отца Бори и Кати, он погиб при испытаниях нового взрывчатого вещества. А Борька просто бредил идеей закончить работу отца.
После трагедии, Мария с детьми уехала из Ленинграда в Кострому, оставив в квартире маму мужа. В Костроме первое время жили у сестры, потом Маша устроилась на завод. Поселилась с детьми в комнате рабочего общежития.
*****
Химия была любимым предметом Бориса, в школе друзья называли его «Наш Менделеев», а учителя прочили блестящее будущее. Другие предметы тоже давались мальчику без труда. Он обладал уникальной памятью и завидной любознательностью. Это здо́рово помогало ему в учёбе и в жизни.
Мария видела в сыне не только внешнее сходство с отцом, но и характер у Бори был отцовский: упорный, решительный, отзывчивый и добрый. Но мать не одобряла его увлечение химией. Сначала просто запрещала, уговаривала, но потом поняла, что сын не отступит.
А Боря втихаря стал изучать записи отца, по вечерам долго сидел в маленькой кухне, что-то писал в общую тетрадь. Мать заглядывала в неё через плечо сына, видела химические формулы и какие-то расчёты. Тяжело вздыхая, уходила.
*****
С вечера Маша никак не могла заснуть. Сердце то тревожно стучало где-то в горле, то вообще на секунду-другую останавливалось. Выпив успокоительного, кое-как ей удалось уснуть.
Разбудил женщину громкий хлопок где-то в коридоре. Сбросив одеяло, босая, Маша бросилась из комнаты…
Дверь в прачечную валялась на полу, коридор в дыму. В ужасе женщина ворвалась в помещение. На полу лежал её Боренька, кругом кровь, осколки стекла. Мария потеряла сознание.
Сбежались соседи. Кто-то успел вызвать скорую помощь, милицию. Бориса увезли вместе с матерью в больницу. Катя, сестра Бориса, бросилась следом. Уговорила взять её, чтобы быть рядом с мамой и братом.
*****
Борис был серьёзно ранен. Пострадали от взрыва оба глаза, левый удалили, а правый глаз практически не видел. Была ампутирована кисть на правой руке, кисть левой удалось сохранить. Мелкие осколки повредили лицо и верхнюю часть туловища.
Машу врачи еле вытащили с того света. Очнувшись, она спросила о сыне:
- Боря, мальчик мой, он жив?
А, получив утвердительный ответ, снова потеряла сознание.
*****
В школе начались выпускные экзамены. Сразу после первого экзамена ребята отправились сдавать кровь для Бориса, к ним присоединились и учителя. Жители Костромы собирали деньги, пункты сдачи крови были полны желающих помочь Борису. К Кате приходили незнакомые люди и предлагали свою помощь.
В городе начался сбор подписей под обращение в областной отдел народного образования. В обращении люди просили выдать Борису Чеповскому Аттестат зрелости и Золотую медаль за отличные успехи в учёбе. За последние четыре года у Бори в журнале не было никаких оценок, кроме отличных.
Областные начальники обратились с такой же просьбой в высшие инстанции. К зиме 1964 года Борису вручили Аттестат и медаль.
*****
Путь, который прошёл Борис Ильич Чеповский, от момента взрыва до получения звания профессора, был долог и труден. Но Борис был не один на этом пути. Три женщины - мать, сестра и любимая шли с ним рядом, преодолевая все препятствия и препоны, которые встречались Борису.
Выйдя из больницы и пройдя реабилитацию, Борис первый раз попробовал поступить на исторический факультет педагогического института. Ничего не вышло, отказали в приёме документов.
Через год – ещё попытка и снова отказ.
Но Борис не терял время. За три года он научился писать искалеченной левой рукой. Научился ходить по городу сначала с Байкалом, собакой – поводырём, а потом и без собаки.
Друзья через свои каналы добыли для Бориса импортный диктофон для записи лекций. В те далёкие времена это было очень нелегко. Не купишь в магазине!
И, наконец, Борис женился. А это тоже было не так просто. Родители девушки уговаривали единственную дочь от брака с инвалидом, угрожали, умоляли. Но всё было напрасно, свадьба состоялась.
Очевидно, где-то там, на небесах, кто-то Великий и Всемогущий услышал мольбы матери. И, однажды, Борис получает приглашение из Москвы на собеседование в МГУ. Приглашал его лично Петровский Иван Георгиевич, ректор университета с 1951 года.
Борис на собеседование приехал. Приняли его хорошо, обговорили условия, которые ВУЗ мог предоставить студенту и его жене.
В 1967 году первого сентября в одну из аудиторий московского университета на Ленинских горах вошёл молодой человек с собакой. Поздоровался с первокурсниками, сел на свободное место с краю и тихо дал команду собаке:
- Байкал, сидеть! – пёс послушно сел рядом на ступеньку.
Так началась Борина студенческая жизнь. По возможности, молодой человек старался не отставать от сокурсников, принимая участие в жизни университета. И практически всегда рядом с ним была жена, помогая и вдохновляя мужа. Успевала, и работать, и читать мужу необходимую литературу, и домашние дела не забывала.
Борис, уже учась на третьем курсе, согласился на офтальмологическую операцию. Хирурги сделали операцию на правом глазу. Хоть зрение полностью восстановить не удалось, но Байкал теперь мог оставаться дома. А Боря освободил жену от чтения книг по истории, переписывания лекций, с этим Борис теперь справлялся сам.
Сегодня, к сожалению, я ничего не знаю о жизни Бориса Ильича. После его переезда в Питер в начале двухтысячных я никого из его друзей и одноклассников не встречала.
Эта подлинная история, произошедшая в нашем городе. Я изменила имена героев и место действия. Но разве это так важно? Важно то, как сильные люди ведут себя в сложных ситуациях. Можно было остаться инвалидом и плакать всю оставшуюся жизнь.
Мечте не удалось сбыться? А человек изменил мечту, чтобы победить обстоятельства.
Мать Бориса рассказывала, что маленькому сыну нравилось слушать стихотворение Константина Симонова "Сын артиллериста". А когда читать научился, то переписал отрывок из стихотворения на альбомный лист и повесил над письменным столом.
— Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.