Найти тему

Как разрушить отношения с ребёнком (и с партнёром): 5 реакций

Способов разрушить отношения между родителем и ребёнком, партнёрами, коллегами много, но... Профессор психологии в Вашингтонском университете, основатель The Gottman Institute* выделяет четыре конкретные реакции. Они, реакции, служат маячками того, что близится апокалипсис в отношениях. Я добавлю пятую и всё опишу далее.

Смотри!

Как разрушить отношения с ребёнком (и с партнёром):

(How to destroy a relationship with a child (and with a partner)

4 всадника апокалипсиса отношений. Иллюстрация Петра Галигабарова
4 всадника апокалипсиса отношений. Иллюстрация Петра Галигабарова

Первая разрушительная реакция на ребёнка\ партнёра\ коллегу - это критика.

Постоянное недовольство и придирки к человеку и нежелание увидеть (а часто неспособность) что-то хорошее, положительное в нём.

Иллюстрация Петра Галигабарова
Иллюстрация Петра Галигабарова

Вторая разрушительная реакция на ребёнка\ партнёра\ коллегу - это презрение (выражается через сарказм, неприятные, унижающие шутки).

Если критики (недовольство) - это открытое нападение (явная агрессия), то сарказм или унижающую шутку её сказавший при желании может "смазать": "Ты что, шуток не понимаешь", или: "А чего ты так реагируешь на юмор"... и прочее. Сарказму тяжелее противостоять.

Вспомни сериал "Воронины". Там много в общении между героями не только презрения, но и открытой критики.

Иллюстрация Петра Галигабарова
Иллюстрация Петра Галигабарова

Постоянная саркастическая атака на ребёнка (как и на взрослого) разрушает гармоничные, здоровые отношения.

Иллюстрация Петра Галигабарова
Иллюстрация Петра Галигабарова

Третья разрушительная реакция - игнорирование или "стена" между агрессором (пассивным в данном случае) и окружающими (ребёнком, партнёром, коллегой). Про разрушающий эффект бойкота (и про буллинг - травлю в принципе) есть показательный фильм с Кристиной Орбакайте "Чучело".

Иллюстрация Петра Галигабарова
Иллюстрация Петра Галигабарова

Четвёртая разрушительная реакция - контрзащита, контратака.

Я бы в некоторых случаях назвал эту реакцию "виктимблеминг (victimblaming)", то есть "обвинение жертвы".

"Мама, меня парень из одиннадцатого шлёпнул по попе", - скажет дочь. "Ты сама виновата, оделась вызывающе", - ответит мать.

"Ты совсем меня не слышишь", - скажет муж. "Так в этом ты виноват, поскольку"... - ответит супруга.

Иллюстрация Петра Галигабарова
Иллюстрация Петра Галигабарова

"Мне приходится задерживаться на работе из-за того, что со списком возникли сложности", - вздохнёт коллега. "Это твоя вина, нечего было...", - парирует товарищ по отделу.

И так далее. То тесть "контрзащита" - это обвинение окружающих в возникших сложностях в общении в том числе.

Такие разрушительные реакции выделяет *Джон Готтман — профессор психологии в Вашингтонском университете, завоевавший признание во всём мире своими работами о стабильности в браке и вероятности разводов.

Он основал Институт Готтмана и Центр исследования семейных отношений. За многие годы изучил с коллегами тысячи супружеских пар, сделав множество значительных открытий в области семейных отношений.

Я хочу дополнить очевидной (как мне кажется):

Пятая разрушительная реакция - физическое (и/ или сексуальное) насилие. Бить ребёнка, партнёра разрушительно для здоровых отношений, травматично для психики. Битьё, как ответ и аргумент правоты и власти агрессора, - это явный повод прекратить отношения (детям такое сделать сложно, как мы понимаем).

Как разрушить отношения с ребёнком (и с партнёром) (How to destroy a relationship with a child (and with a partner), думаю, стало понятнее.

Как предотвратить разрушение через названные реакции:

  • отследить их использование в коммуникации с ребёнком, партнёром, коллегами;
  • ответить для себя "зачем" отказываться от использование: критики, сарказма, контрзащиты, игнора;
  • понять негативную схему, подталкивающую к использованию именно подобных "ответов" на поведение окружающих;
  • понять и изменить собственную самооценку. Способы описаны в книге по ссылке;
  • Научиться коммуницировать с ребёнком, партнёром, коллегой уважительно, через "Я-послания", например: "Я злюсь из-за твоей успеваемости, поскольку люблю тебя и хочу обеспечить тебе хорошее будущее. Сейчас я остыну и предлагаю обсудить, как ты видишь эту ситуацию"... и тому подобное. То есть в "Я-посланиях" делаем акцент на свои чувства и говорим о себе, без перехода на личности и критику, сарказм, обвинения и игнор.

Думаю, предложенных шагов достаточно. В случае возникновения проблем с их выполнением (а они возможны, это нормально) лучше обратиться к психологу.

Подписывайся, если материал был полезен. Поделись с тем, кому он будет полезен. Оставь комментарий, если считаешь важным донести свою историю, свою точку зрения.

С уважением, практикующий психолог (против абьюза) Пётр Галигабаров, автор книг, член АКПП (г. Санкт-Петербург)

С преподавателями - коллегами на CBT Tour в городе Казани (11.09.2022), Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии (г. Санкт-Петербург).
С преподавателями - коллегами на CBT Tour в городе Казани (11.09.2022), Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии (г. Санкт-Петербург).

#абьюз #абьюзивныеотношения #семейныеотношения #семья #отношениямужчиныиженщи #детизвезд #ребёнок #родителиидети

#воспитание #воспитаниедетей