Не устану писать: духовные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI веков – удивительно интересный и неиссякаемый источник прекрасного. В предыдущей публикации «Жиковины да запонки с переперы из княжеской казны XVI века» я переводила на современный язык описание драгоценностей из духовной грамоты удельного князя Углицкого Дмитрия Ивановича Жилки, теперь хочу рассказать об одном из предметов раздела грамоты «а судов моих в казне» («судов» – посуды).
*Удельный князь Углицкий Дмитрий Иванович Жилка (1481-1521) – один из младших сыновей великого князя московского Ивана III и жены его Софьи Палеолог, соответственно, брат Василия III – «последнего собирателя земель русских» и отца будущего Ивана Грозного. После смерти князя Дмитрия его удел был присоединен к Москве*
Итак, что же за интересные «суда» были в казне князя Дмитрия Ивановича?
«...Пять достоканов, а на них по три свитки, да по три крушки, да венцы золочоны; да пять достоканов малыхъ, а на них по три венцы да по крушку, писаны золочоны; да два достокана, у одного сверху изнутри золочоно, да на середке пояс писан золочон, а другой с прутьем, а дву прутов нет; да пять достоканов с вершком, один на ношках с пояски, сканью делан, а четыре гладки, венцы золочоны; да пять достоканов уголчатых с вершком же, венцы золочоны, а внутри клейно с финифтом, писаны слова; да два достоканца, один гладок, а у другово на середке поясок золочон». И еще «семьнатцать кубков золочоных и незолочоных розных с пупыши и с травами и достокановым делом…».
Достокан (реже достакан), достоканец и достаканчик (меньший размер) – это сосуд для питья «меду, квасу и пива», предок привычного нам стакана. В XVI-XVII веках достаканом называли гладкий или с гранями («уголчатый») сосуд, немного расширяющийся кверху. Иногда достакан мог быть на ножке и с «вершком» (крышкой) – как в казне князя Дмитрия Ивановича. В источниках обычно достокан фигурирует выполненным из серебра. Например, в собрании Государственного исторического музея есть достаканы из парадного сервиза сына Ивана IV Грозного царевича Федора Ивановича, выполненные русскими мастерами из серебра с золочением и резьбой в 1560-1584 годах. Интересно, что в размещенных на сосудах владельческих надписях есть слово «достакан» («достаканъ цря гсдря великого кнзя ивана василевича всеiя руси снацревича кнзя федора»).
Еще достоканы были из олова и других материалов. Так великий князь Иван II Иванович Красный (сын Ивана Калиты, отец Дмитрия Донского) около 1358 года завещал сыну Ивану кроме «Звенигорода со всеми волостми и с селы» еще и «дастокан царьгородский золотом кован» – то есть из византийского стекла в золотой оправе. В описи 1589 года казны Бориса Годунова значились «12 достаканов кирилловских» – то есть из дерева. Почему кирилловские? Дело в том, что с XVI века в Кирилло-Белозерском монастыре (Вологодская область) и в его вотчинных селах мастера начали делать в «токаренных избах» и в «ложкарне» посуду и ложки из карельской березы, вяза, дуба, чинары, липы и т.д. Огромное количество посуды везли на продажу не только в Вологду или Великий Устюг, но и в Москву, Ярославль. Посуду, которую делали на заказ, в подарок («в поднос», в подношение), отделывали особенно красиво. Член-корреспондент Петербургской академии наук, действительный член Русского археологического общества Александр Фомич Вельтман в описи Директор Московской Оружейной палаты, директором которой он был 1852-1870 годах, фиксировал не только 126 «серебряных белых» достоканов (в описи – стаканов), но и 17 хрустальных. Возможно, достоканы из зеленоватого стекла, дали и древнерусское название зеленому прозрачному камню, скорее всего, хризолиту. В некоторых источниках, например, в описании оклада святыни Костромской земли – Федоровской иконы Богоматери, которая хранилась в соборе Успения Пресвятой Богородицы (взорван в 1934 году) от 1627/28-1629/30 годов, есть «камень достокан зелен» или «достоканы зеленые». Хотя в том же описании оклада Федоровской иконы упоминаются и «достокан лазорев». Одним словом, однозначного ответа на вопрос, почему какие камни и почему называли «достоканами», нет.
Самое время теперь обратиться к самому слову «достокан». У него есть тюркские родственники: турецкий тостакани (чаша вина), киргизский тостакан (деревянный сосуд), татарский тустыган (чаша), башкирский тустаган (деревянная чашка для кумыса), казахский тостаган (небольшая деревянная чашка). Лингвист-иранолог Джамшид Гиунашвили считал, что все эти слова восходят к архаичным персидским dūstkân, dūstgān, dūstkānī в значении «кубок, чаша вина, тост, напиток». Кстати, в документах Иверского монастыря 1667 года есть «тостокан серебреной». Мне персидско-тюрская версия кажется более правдоподобной, нежели версия о происхождении русского достокана от исконного «дъска» (деревянная доска). Доктор филологических наук Наталья Николаевна Щербакова писала: смысловое сближение со словом «доска» могло произойти потому, что на Руси дерево часто использовалось для производства посуды. Так начальное «т» заменилось на русское «д». Но произносить «дстокан» было трудно, поэтому остался просто «стакан».
А что такое «достокановое» или «на стоканное дело»?Слово «дело» имело еще и значения «способ, место, материал, образец изготовления»: резное дело (резной), вологодское дело (сделан в Вологде), тыквенное дело (в виде тыквы). То есть у «семьнадцати кубков золоченых и незолочоных... с достакановым делом» из казны князя Дмитрия Ивановича тулова были похожи на достоканы: расширены кверху.
И, наконец, – расшифровка описаний декора достоканов.
«А на них по три свитки, да по три крушки». Свиток ( в данном случае вид развернутого свитка) и крушка (кружок) – рамки,, в которых могли размещаться надписи, изображения, узоры. Сюда же можно отнести и «внутри клейно с финифтом». Клейном (или клеймом) называли и знак, указывающий на принадлежность (владельческое клеймо, клеймо мастера; герб) или же рамку-медальон, внутри которой были изображения (святых, государей, например).
«Венцы золочоны». Венец – украшение верхнего обода сосуда. «По три венцы» – обод был украшен тремя, идущими сверху вниз, полосами декора.
«Да на середке пояс писан золочон». Пояс. Поясок – орнамент, рисунок, декор, опоясывающий тулово сосуда посередине.
«С прутьем». Видимо, декоративные детали в виде веточек, прутьев.
«С пупыши». Пупыш – в данном случае выпуклое украшение. «Пряжи, и колца и пупыши на шлемах и на уздах золочены», «кубочек... по пузу выбиваны изнутри пупыши».
«С травами» – с растительным рисунком, узором.