В Крыму наконец-то похолодало (аж до 25 градусов!) – а это значит, можно комфортно ходить в походы. Куда пойти? Я давно хотела посмотреть вершины Сераус и Ай-Йори (рядом находится одноименный источник). Решено: едем в сторону Алушты, а точнее – в село Виноградное, от которого начинается маршрут.
Я выбрала его еще и потому что, засидевшись за лето, хотелось чего-то не сильно сложного, а дорога до Ай-Йори, судя по отзывам, не совсем короткая, но простая: около шести километров пути проходят под пологом леса, по склону горы Урага.
Дорога древняя: кто пишет, что римская, кто – средневековая (Падиша-Йол). Но в любом случае, она реально очень комфортная: пологая, ровная (не сильно разъезженная квадриками и внедорожниками), с несколькими родниками. По обочинам во многих местах сохранились крепиды (каменная кладка, которая предохраняла дорогу от разрушения, осыпания, оползня). А в одном месте осталась даже кладка моста.
Но главные достопримечательности – две скалы с прекрасными видами на Алушту и окрестности: Сераус (628 м) и Ай-Йори (572 м), на обеих в средние века были укрепления, от которых остались лишь камни, да – кое-где – очертания стен.
В Виноградное добрались троллейбусом – примерно в половине десятого вышли на окраину, полюбовались видом на Алушту и отправились по дороге вдоль виноградника. За виноградниками высится скала Парагильмен (857 м).
Интересный камень у дороги – доказательство того, что хребет Урага (отрог Бабугана), по склону которого ведет дорога, это лакколит (древний застывший вулкан, так и не вырвавшийся на поверхность), поэтому тут повсюду вулканический диабаз, а не известняки, как во многих других крымских горах.
На пути встретилось несколько родников, один из них – имеет несколько названий: Соханын-Су 2, Семион, Суан-Су, Под буком. Вода на самом деле бьет из-под корней бука. В интернете нашла старое фото, как выглядел каптаж родника (см. фото в галерее выше). Сейчас это ужасное бетонное уродство, из которого выведена труба водовода. В бетоне можно разглядеть надпись: SEMION. Раньше надписей было две, кроме первого имени было еще PANTIC.
Крымский краевед и исследователь родников Валентин Нужденко пишет:
Пантик и Семион – рабочие Ялтинской гидрогеологической и инженерно-геологической партии, легендарные личности, Романовский Пантелеймон Владимирович и Котов Семён Тихонович.
Именно эти два человека в 1950-60-х годах собственными руками создали режимную сеть на родниках и источниках Крыма в 22 гидрометрических районах, которые исследовала и курировала ЯГГиИГП. Барражные стенки, водосливы, каптажи из бетона и труб можно встретить в горах от Байдарской долины и до Ускута. С ранней весны и до поздней осени велись работы по строительству. В качестве транспорта использовались лошади.
Отдохнув, умывшись (вода ледяная!), идем дальше. Наша первая цель – Сераус. На эту скалу ведет крутоватый подъем (единственный на этом маршруте) – но он короткий.
Крутизна подъема компенсируется обалденным ароматом сосен, разогретых на солнце – не надышаться! У конца подъема вал из камней – пишут, что он опоясывает вершину: это руины средневекового укрепления (исара). Крепость была сложена без раствора, насухо, разрушена в 13-м веке.
Мы на небольшом плато. Большая его часть заросла лесом, но на южной оконечности есть смотровая площадка. С нее открываются прекрасные виды: на соседнюю вершину Чамны-Бурун (чамны – с татарского «сосны»), на гору Кастель, алуштинский амфитеатр, Южную Демерджи и все побережье до мыса Меганом на востоке.
На площадке есть столик со скамейками, но мы предпочли сделать привал в тени под сосной и перекусили с видом на Алушту (любим поесть красиво!).
Панорама, открывающаяся со скалы.
Но долго засиживаться некогда: впереди еще одна скала – Ай-Йори.
Мы покидаем гостеприимное место и спускаемся по тропе, усыпанной хвоей, снова вдыхая сосновый аромат.
Продолжение: