Найти тему
Tim Stellar

Литературная жизнь Санкт-Петербурга

изображение из Интернета
изображение из Интернета

Санкт-Петербург всегда привлекал к себе внимание творческих людей в самых разных сферах искусства (поэзия, музыка, живопись и т.д.).

Во многом это можно объяснить тем, что Санкт-Петербург сам является настоящим произведением искусства. Многие его постройки являются официально признанными объектами культурного и архитектурного наследия.

Но даже и те, которые официально таковыми не считаются, все равно находят заслуженное внимание и восхищение как у туристов, так и местных жителей.

Не удивительно, что более 200 лет Санкт-Петербург был столицей Российской Империи и заслуженно оправдывал этот статус!

Не только коренные петербуржцы, но и приезжающие из других городов России и зарубежья поэты, художники, композиторы старались максимально красиво и в то же время правдоподобно запечатлить его красоту в своих произведениях!

Хотелось бы подробно рассмотреть 5 наиболее важных и значимых произведений за всю историю Санкт-Петербурга!

Каждое из этих произведений по праву может считаться “жемчужиной литературы” своего времени, а каждый из этих авторов - гением своей эпохи!

1. Поэма Пушкина А.С. “Медный всадник”

изображение из Интернета
изображение из Интернета

Поэма была написана осенью 1833 года в Болдино после поездки Александра Сергеевича на Урал по пугачевским местам. (о Болдинской осени, кстати, можете почитать здесь https://dzen.ru/a/ZTGHgmu_lQLQoxXW)

По мнению исследователей, работа над поэмой продолжалась меньше месяца – с 6 по 31 октября. Беловая рукопись поэмы заканчивается пометкой: «31 октября 1833. Болдино 5 ч. 5м. утра».

Замысел «Медного Всадника», вероятно, возник у Пушкина до его приезда в Болдино. Возможно, некоторые наброски были сделаны в Петербурге. Работа над поэмой стоила Пушкину огромного труда.

По данным исследователей, поэт переписывал каждый стих по нескольку раз (иногда – до 10 раз), прежде чем добиться идеальной формы для каждого из них.

В конце 1833 года, вернувшись из Болдина, Пушкин передал «Медного всадника» на цензурную проверку.

В результате, рукопись ему возвратили с множеством правок. Об этом поэт написал в своем дневнике:

«...11-го получено мною приглашение от Бенкендорфа явиться к нему на

другой день утром. Я приехал. Мне возвращают Медный Всадник с

замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурою;

стихи: «И перед младшею столицей...» вымараны. На многих местах

поставлен (?)...» (дневник Пушкина от 14 декабря 1833 г.).

Пушкин верил, что его рукописи читаются непосредственно императором Николаем I.

Но исследования показали, что рукопись«Медного всадника» читал не император, а служащие Третьего отделения (политической полиции).

Конечно, формального запрета на поэму не было, но многочисленные замечания «высочайшей цензуры» Пушкин справедливо расценивал как запрет.

В середине декабря 1833 года Пушкин сообщил своему другу П. В. Нащокину о том, что цензура не пропустила поэму:

«...Медного Всадника цензура не пропустила. Это мне убыток...» (10-ечисла декабря 1833 г., А. С. Пушкин – П. В. Нащокину).

Получив замечания «высочайшей цензуры», Пушкин попытался внести правки в текст поэмы. Но поэт не довел эту работу до конца и предпочел не печатать поэму.

При жизни Пушкина поэма не была напечатана. В печать вышел только отрывок из нее – «Вступление», который был напечатан в 1834 году в журнале «Библиотека для Чтения».

Вскоре после смерти Пушкина «Медный всадник» был впервые напечатан полностью в журнале «Современник» в 1837 г.

Однако эту публикацию нельзя назвать полноценной, потому что Жуковский переработал текст поэмы в соответствии с пожеланиями цензуры.

Так, например, из поэмы был вырезан эпизод бунта Евгения против памятника Петру.

В этом «изуродованном» виде поэма печаталась до начала XX века.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса 2 .

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

На сквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царской дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

Оригинальный текст поэмы без цензурных правок (хотя и с некоторыми неточностями) был впервые опубликован в отдельном издании в серии «Народная библиотека» в 1919 г.

На основе поэмы А. С. Пушкина российский советский композитор Р.М. Глиэр создал одноименный балет, величественный фрагмент которого, «Гимн Великому городу», стал гимном Санкт-Петербурга.

Все мы знаем, какое немаловажное значение в творческой биографии Пушкина сыграл Санкт-Петербург. Можно сказать, что во многом именно благодаря Пушкину, как величайшему поэту всей российской истории

Санкт-Петербург получил статус “культурной столицы” России и продолжает оправдывать этот статус и по сей день.

Поэма «Медный всадник» была отчасти новаторским, фантастическим произведением, где неразрывно переплетены и взаимосвязаны судьбы

Медного всадника и Евгения, на фоне динамики и трагизма жизни города. Поэма содержит в себе одновременно и признание в любви городу, и обратную сторону «парадной» жизни Петербурга.

В поэзии Пушкина образ Петербурга имеет явные противоречия между яркой столичной жизнью и вызываемыми чувствами.

2. Стихи о Петербурге Анны Ахматовой

изображение из Интернета
изображение из Интернета

Для поэтессы Анны Андреевны Ахматовой Санкт-Петербург был больше чем просто красивым городом. Детские годы Анны прошли в Царском Селе, поэтому первые её стихи о городе на Неве — светлые, нежные, поскольку они напрямую связаны с ее детскими впечатлениями, а также тем, каким был город в конце 19 века.

1

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье

Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С черных труб сметает гарь…

Ах! своей столицей новой

Недоволен государь.

2

Сердце бьется ровно, мерно.

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной,

И в руке твоей навеки

Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом

Мы в блаженный миг чудес,

В миг, когда над Летним садом

Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий

У постылого окна

И томительных свиданий.

Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,

Завтра лучше, чем вчера, —

Над Невою темноводной,

Под улыбкою холодной

Императора Петра.

Любовь к столице в "Стихах о Петербурге" у поэтессы спокойная и уверенная, хотя и уже прослеживаются тревожные нотки.

Стихотворение датируется 1913 годом. В строках — известные достопримечательности Петербурга: Исаакиевский собор, Нева, Галерная улица, Летний сад.

Для Ахматовой Пушкин - не ушедший в прошлое собрат по перу, а современник, который только что прошел по дороге, оставил раскрытую книгу, начертил что-то тростью на песке, она постоянно обращается к нему, к его духу, к его поэзии, которой пронизан весь Петербург и Царское Село.

В стихотворении «Царскосельская статуя» она описывает «Девушку с кувшином», которой Пушкин посвятил стихотворение «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила...». Ахматова не только любуется этой статуей, она ревнует ее к Пушкину

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной.

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

Пушкин - это символ Петербурга, вечно молодой, влюбленный, живой, дух которого незримо присутствует на улицах и площадях великого города.

Еще один символ Петербурга, неразрывно связанный с ним. с трагическими событиями в истории города, - Александр Блок:

Он прав - опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит..

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит -

Когда он Пушкинскому Дому.

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

Имя Пушкина присутствует и здесь, в стихах о Блоке, потому что эти два гения связаны друг с другом и с Петербургом.

Петербург Ахматовой предстает перед нами во всей своей величественной красоте: галереи и арки, каналы и мосты, соборы и памятник Петру, чугунные ограды, черная вода Невы - все нашло свое отражение в чеканных строках Ахматовой, продолжившей традицию Пушкина, ставшей его преемницей:

Петербург Ахматовой тоже наполнен противоречиями, как и Петербург Пушкина: он прекрасен, но холоден, трагичен, в таком городе возможна лишь неразделенная любовь:

О, это был прохладный день

В чудесном городе Петровом!

Лежал закат костром багровым,

И медленно густела тень.

Пусть он не хочет глаз моих,

Пророческих и неизменных.

Всю жизнь ловить он будет стих,

Молитву губ моих надменных.

Любовь к Петербургу Ахматова выражает во всех стихах,

посвященных ему:

Оттого мы любим строгий,

Многоводный, темный город...

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

А я один на свете город знаю

И ощупью его во сне найду.

Этот город создан для вдохновения, для поэзии:

Но ни на что не променяем пышный;

Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды,

Бессолнечные, мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Иное настроение было у поэтессы, когда репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был уже после их развода расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет.

Насколько большой контраст ощущается между жизнью “до” и “после” революции и тем, как ее встретил и воспринял Петербург, а впоследствии и Ленинград, настолько сильно поменялось отношение поэтессы к этому городу, что нашло отражении в её стихах.

Горе жён и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме "Реквием".

Но Анна Ахматова не ропщет и не перестаёт любить родной город, а стойко переносит все тяготы жизни.

Третья интонация в творчестве — блокадный Ленинград. Ахматова искренне сопереживает любимому городу как ещё одному родному человеку, и вместе с ним борется за жизнь и победу.

Победителям

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть...

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла "Берт".

Вот о вас и напишут книжки:

"Жизнь свою за други своя"

Незатейливые парнишки —

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —

Внуки, братики, сыновья

Приморский Парк Победы

Еще недавно плоская коса,

Черневшая уныло в невской дельте,

Как при Петре, была покрыта мхом

И ледяною пеною омыта.

Скучали там две-три плакучих ивы,

И дряхлая рыбацкая ладья

В песке прибрежном грустно догнивала.

И буйный ветер гостем был единым

Безлюдного и мертвого болота.

Но ранним утром вышли ленинградцы

Бесчисленными толпами на взморье.

И каждый посадил по деревцу

На той косе, и топкой и пустынной,

На память о великом Дне Победы.

И вот сегодня — это светлый сад,

Привольный, ясный, под огромным небом:

Курчавятся и зацветают ветки,

Жужжат шмели, и бабочки порхают,

И соком наливаются дубки,

А лиственницы нежные и липы

В спокойных водах тихого канала,

Как в зеркале, любуются собой...

И там, где прежде парус одинокий

Белел в серебряном тумане моря, —

Десятки быстрокрылых, легких яхт

На воле тешатся...

Издалека

Восторженные клики с стадиона

Доносятся...

Да, это парк Победы!

(Источник: https://peterburg.center/story/5-luchshih-poeticheskih-posvyashcheniy-velikomu-gorodu-na-neve-sankt-peterburgu.html)

3. "Ленинград" Осипа Мандельштама

изображение из Интернета
изображение из Интернета

В 1897 году Осип с семьей переезжает из Варшавы в Петербург. С этим связана яркая история из детства мальчика.

Приехав, семья на три дня поселилась в квартире на Невском, 100, чтобы посмотреть, как с вокзала повезут умершего на юге Александра III. Маленькому Осипу было ужасно любопытно, он подходил к окну и спрашивал: «Когда же они уже поедут?».

Не меньшую заинтересованность он проявлял к военным разводам на Дворцовой площади, а от промчавшегося казачьего конвоя императора у мальчика захватывало дух.

Именно такая имперская столица запечатлена в строчках:

С миром державным я был лишь ребячески связан,

Устриц боялся и на гвардейцев смотрел исподлобья —

И ни крупицей души я ему не обязан,

Как я ни мучил себя по чужому подобью.

Январь, 1931 года

Надежда Яковлевна так же замечает в стихотворениях ее мужа возвращение к темам разночинца и парадного Петербурга. Она это связывает с детскими воспоминаниями о петербургских павлинах, на которых маленький Ося часто наталкивался, но себя к ним не относил. Как бы идя от детства к юности в стихотворении, Мандельштам вспоминает «европеянок нежных» , которые смущали и огорчали его.

Много Ося влюблялся в художниц, актрис, среди которых были Анна Зельманова- Чудовская, Гильдебрандт-Арбенина Ольга, до того как пожениться на Надежде Яковлевне.

Петербургская поэзия Мандельштама наполнена нежными чувствами автора к городу. В ней можно проследить историческую линию и обеспокоенность поэта дальнейшей судьбой на фоне изменившейся политической обстановки.

В стихотворении «Ленинград», написанном Мандельштамом после возвращения с Кавказа, слышна тревога за будущее.

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денёк,

Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург, я ещё не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня ещё есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Ленинград (Санкт-Петербург). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал это произведение.

В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть лёгкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть. Автор сравнивает всю атмосферу города с дёгтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное.

Герой признает, что Ленинград остаётся для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живёт на лестнице. Герой живет с надеждой. Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.

Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно в нём находиться. При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ города на Неве. Ленинград — город, в котором поэт нашёл свое призвание, обрёл близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа.

Петербург уже стал другим, но в нём ещё осталась частичка старого и прошлого времени. В целом, стихотворение показывает боль и отчаяние героя.

Ощущается трагическая развязка всего. С именем Мандельштама связано более 15 адресов в городе, по которым он проживал в разное время.

Его строки о городе всегда трепетные и глубокие, часто — печальные. (Источник: https://peterburg.center/story/5-luchshih-poeticheskih-posvyashcheniy-velikomu-gorodu-na-neve-sankt-peterburgu.html)

4. Ленинград в поэзии И.А.Бродского

изображение из Интернета
изображение из Интернета

«… В Петербурге есть эта загадка – он действительно влияет на твою душу, формирует ее. Человека, там выросшего или, по крайней мере, проведшего там свою молодость, – его с другими людьми, как мне кажется, трудно спутать», – признавал Иосиф Бродский.

Для каждого поэта, писателя (вообще творца) существуют темы, которые волнуют его на протяжении всей жизни и становятся лейтмотивными для его творчества. Время, память, слово – вот «вершины треугольника», являющиеся главными в поэтическом мире Бродского.

«Все написанное мной более или менее об одном – о времени».

К понятию времени у Бродского примыкает понятие пространства, и оба они враждебны человеку. Наверное, можно даже говорить об их слиянии и возникновении нового понятия – времени-пространства.

Очень важен для Бродского и образ воды, ибо вода для него – суть время. «Я всегда был приверженцем мнения, что Бог или, по крайней мере, Его дух – есть время… В любом случае, я всегда считал, что раз Дух Божий носился над водою, вода должна была его отражать. Отсюда моя слабость к воде, к ее складкам, морщинам, ряби и – раз я с Севера – к ее серости. Я просто считаю, что вода есть образ времени».

Несомненно, это восприятие времени как серой водной поверхности привнесено в поэтику Бродского невскими струями. Они же вносят образ фотографии, отражения, являющийся, заметим, важным сущностным элементом «петербургского текста».

«Отражаемый ежесекундно тысячами квадратных метров текучей серебряной амальгамы, город словно бы постоянно фотографируем рекой, и отснятый метраж впадает в Финский залив, который солнечным днем выглядит как хранилище этих слепящих снимков, не считая заключенного во мне самом».

Понятие слова, языка необычайно важно для Бродского, для которого не язык – орудие поэта, а поэт – орудие языка.

Таким образом, речь идет о диктате языка, и поэзия – «это не лучшие слова в лучшем порядке, это высшая форма существования языка».

Как справедливо пишет исследователь, поэт в ранних стихах о Петербурге «Стансы к городу», сказав «неподвижная слава земная», выразил исчерпывающе связь идеи слова с преодолением времени.

Пространство Петербурга подобно пространству стиха: в его славе, как и слове, спасение от времени. Город – одно большое стихотворение идеальной формы, в котором все рифмуется между собой и одно отражает другое: реальные здания рифмуются со своим отражением в воде, закат отражен в окнах домов и т. д. (Источник: https://institutspb.ru/pdf/hearings/08- 07_Kozlova.pdf)

Есть еще только один город на земле, подобный стихотворной строке (а может быть, рифма Петербурга) – это Венеция. Она светится у Бродского явно петербургским отсветом: ее пространство, как и петербургское, – «антиэвклидово» (термин Л. Лосева); она, как и Петербург, принуждена «существовать в своем резонирующем пространстве по тем же законам, что и поэтическая строфа».

«Неэвклидова геометрия» стиха лучше всего создается в «антиэвклидовом пространстве» города – поэтической строфы. Эти города являются идеальным местом для творчества, ибо сами они – его вершины.

Бродский это качество Петербурга ощущал очень остро: «То, что мы можем назвать “петербургской гнилью” – это, может быть, единственный воздух, который достоин того, чтобы попадать в человеческие легкие».

Отстранение, о котором говорит Бродский, суть выход из перспективы, победа над линейным временем. Петербург постоянно культивирует это чувство, что связано не только с его географическим положением, но и с его зеркальностью. Традиционно «зеркало воспринималось, как пограничная черта между тем, что здесь, и тем, что там».

Отстраняясь от себя, от мира, человек попадает в это самое «там» – за грань реальности. Отстраненность необходима для творчества, и во всех смыслах самые «отстраненные», «пограничные» (где все на грани) города – Венеция и Петербург.

Если Венеция у поэта есть вся выход из перспективы («единственное направление – вбок»), то его ощущение Петербурга двойственно.

Это связано, вероятно, с самой сущностью города, несущего в себе противоположности (для культурного осмысления города свойственна двойственность – Рaradis и Маскарад Антихриста, противопоставление воды и камня, жизни и смерти и т. д.).

С одной стороны, по Бродскому, прямые петербургских проспектов – это прямой путь к смерти, ибо они, как и серые воды вечной реки, – это само материализованное время.

Но с другой стороны, вода – это образ памяти, и Петербург – это «неподвижная слава земная», слава, победившая время. Такая двойственность в ощущении города все же не является противоречием, ибо это всего лишь колебание маятника, идея которого необычайно важна для поэтического мира Бродского. «… Сущность маятника прежде всего вечные качели», то есть отказ от выбора, принятие неприемлемого мира.

5."Ленинград" в поэзии Эдуарда Асадова

изображение из Интернета
изображение из Интернета

Эдуард Асадов сражался на Ленинградском и Волховском фронтах, поэтому строки этого стихотворения написаны с болью.

"Мы с городом жили одной судьбою, словно как родственники, свои" — пишет он, человек, живший в блокадном Ленинграде и защищавший его.

Не ленинградец я по рожденью.

И все же я вправе сказать вполне,

Что я — ленинградец по дымным сраженьям,

По первым окопным стихотвореньям,

По холоду, голоду, по лишеньям,

Короче: по юности, по войне!

В Синявинских топях, в боях подо Мгою,

Где снег был то в пепле, то в бурой крови,

Мы с городом жили одной судьбою,

Словно как родственники, свои.

Было нам всяко: и горько, и сложно.

Мы знали, можно, на кочках скользя,

Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,

Свалиться под пулей, отчаяться можно,

Можно и то, и другое можно,

И лишь Ленинграда отдать нельзя!

И я его спас, навсегда, навечно:

Невка, Васильевский, Зимний дворец…

Впрочем, не я, не один, конечно. —

Его заслонил миллион сердец!

И если бы чудом вдруг разделить

На всех бойцов и на всех командиров

Дома и проулки, то, может быть,

Выйдет, что я сумел защитить

Дом. Пусть не дом, пусть одну квартиру.

Товарищ мой, друг ленинградский мой,

Как знать, но, быть может, твоя квартира

Как раз вот и есть та, спасенная мной

От смерти для самого мирного мира!

А значит, я и зимой и летом

В проулке твоем, что шумит листвой,

На улице каждой, в городе этом

Не гость, не турист, а навеки свой.

И, всякий раз сюда приезжая,

Шагнув в толкотню, в городскую зарю,

Я, сердца взволнованный стук унимая,

С горячей нежностью говорю:

— Здравствуй, по-вешнему строг и молод,

Крылья раскинувший над Невой,

Город-красавец, город-герой,

Неповторимый город!

Здравствуйте, врезанные в рассвет

Проспекты, дворцы и мосты висячие,

Здравствуй, память далеких лет,

Здравствуй, юность моя горячая!

Здравствуйте, в парках ночных соловьи

И все, с чем так радостно мне встречаться.

Здравствуйте, дорогие мои,

На всю мою жизнь дорогие мои,

Милые ленинградцы!

В этих стихах описывается период войны и блокады Ленинграда, то есть один из наиболее тяжелых и страшных периодов в истории этого города.

Но подчеркивается, что даже в этот страшный период Петербург сохраняет свою красоту и необыкновенность и описываются многие особенности Петербурга, которые были созданы еще задолго до этого страшного периода и которые останутся с городом всегда, что бы не случилось

И ощущается оптимизм того, что война и все невзгоды пройдут, а Петербург (Ленинград) будет таким же красивым, необычным и величественным, как и раньше!

Эдуард Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи "Катюш" на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах.

Самоотверженно воевал на Ленинградском фронте и отвоевал великий город на Неве. Разве после такого героического наследия нельзя назвать Эдуарда Асадова настоящим ленинградцем?