Ольгу Погодину неслучайно многие считают самой нетипичной актрисой нашего кино. Почему? Во-первых, из-за резкого контраста ее природной ангельской внешности и сыгранных ролей – роковых женщин, ведьм, шпионок, бандерш, киллерш... Во-вторых, она - довольно закрытый человек, из тех, кто в свою "святая святых" не впустит даже под дулом пистолета. О ее личной жизни мало что доподлинно известно. Ну и в-третьих, она единственная актриса - хозяйка собственной киностудии. То есть сама рулит съемочным процессом и абсолютно независима от режиссерских капризов и предложений. Этакая «железная» дама, у которой на годы вперед все четко спланировано, которая твердо знает, чего хочет и всегда добивается намеченной цели. Как ей удается все это совмещать, не знает никто.
Кстати, когда лет 15 назад мы познакомились, у Ольги не было ни широкой известности, ни киностудии. Но она сразу заявила, что через пять лет будет сама снимать кино и играть "самые лучшие главные роли". И это все сбылось.
КАРЬЕРУ НАЧИНАЛА С ВЕДЬМЫ
- Ольга, все мы родом из детства. В вашем детстве было что-нибудь яркое, особенное?
С родителям, конец 1970-х
- Самый яркий и уникальный для меня факт – то, что я вообще родилась. Роды у мамы шли очень трудно. Я запуталась в пуповине, и ей к концу вторых суток сделали кесарево сечение. Потом, сколько себя помню, я росла очень болезненным ребенком. Поэтому большая часть моего детства – это поликлиники, санатории. Я даже играла только во врачей. Всех своих кукол лечила – делала им «уколы», «перевязки», «рентген» и даже «гастроскопию».
С мамой
- Правда, что ваша мама пожертвовала своей актерской карьерой ради вас?
- Абсолютно верно. Папа был инженером в Министерстве химического и нефтяного машиностроения. А мама играла в Горьковском большом драматическом театре, была очень талантливой актрисой. Ей пришлось бросить театр и "работать мамой", потому что выбор между дочерью и профессией был сделан в пользу меня. И за это, и за все остальное, что мама для меня сделала, я буду благодарна ей всю жизнь.
– Кем мечтали стать?
– Я с пяти лет знала, что буду актрисой. А лет в десять отчетливо понимала, что самая главная моя цель и мечта – не только сниматься, но и самой участвовать в процессе создания фильмов – от и до. Словом, создать свою киностудию. И я очень долго к этому шла – почти 35 лет. И вот пришла. Так что сегодня можно смело сказать: наконец сбылась моя заветная детская мечта.
И для этого я делала все, что меня к ней приближало. Занималась музыкой с частным педагогом. Ходила в театры. Еще с детства я выразительно читала стихи. Любила Лорку, Сашу Черного, Цветаеву, американскую поэзию. В школе меня посылали на все городские конкурсы, олимпиады чтецов, и я легко выигрывала их.
– В начале карьеры без Ее Величества Удачи не обошлось?
– Грех жаловаться! Взять хотя бы мою первую большую роль в кино, от которой я веду отсчет, – фильм «Если невеста – ведьма» режиссера Олега Фесенко. Был безумный кастинг. Режиссер пересмотрел всех артисток Москвы и Московской области и в результате выбрал меня. Он посчитал, что только я смогу это сыграть. И только с Сережей Безруковым. Судьба!
С Арменом Джигарханяном и Сергеем Безруковым на съемках фильма «Если невеста – ведьма», 2001 год
«СЛОВО «СТРАШНО» НЕТ В МОЕМ ЛЕКСИКОНЕ
– У вас более 80 картин. Есть среди них самые любимые?
– Один из таких – «Женская интуиция». Тут и скромничать не стоит – у этого фильма до сих пор рейтинги, как у чемпионата мира по футболу. Почему – не знаю, но люди подходят ко мне на улице и говорят «спасибо» за эту картину. Помню, после одного спектакля ко мне подъехала на инвалидной коляске девочка, и, попросив автограф, сказала: «Когда мне становится очень плохо, я пересматриваю «Женскую интуицию». У меня комок в горле встал. Подобные истории окрыляют.
Кадр из фильма «Три дня в Одессе», 2006 год
Дальше – картина «Три дня в Одессе», за которую тоже благодарят. Я часто бываю на премьерах, но не помню, чтобы зал так аплодировал во время демонстрации ключевых сцен. Особенно, когда мою героиню в конце фильма убивают… (Смеется.)
Очень люблю лирическую новогоднюю комедию Алексея Пиманова «Мужчина в моей голове», где я не только сыграла главную роль, но была сопродюсером. Еще 12-серийную картину «Отражение» - о двух женщинах-заключенных, которые при помощи пластической операции меняются лицами. Она была настолько успешна! И в финансовом плане, кстати, тоже. Мы целый месяц снимали в Можайской женской колонии, чуть ли не жили там. В массовых сценах приняли участие полторы тысячи осужденных, представляете?
Любимые фильмы я могу перечислять долго. Они же все как дети. Например, мне очень дорог наш фильм о знаменитой дрессировщице Маргарите Назаровой, основанный на ее биографии и биографии ее мужа – Константина Константиновского. Там все было по-настоящему – тигры, медведи, невероятные трюки…
С дрессировщиком Эдгардом Запашным перед съемками сериала «Маргарита Назарова», 2016 год
- Я его смотрел - Ольга Погодина в роли укротительницы. Было страшно сниматься? Если честно.
- Слово «страшно» в моем лексиконе очень давно вообще не существует. Скажем так, волнительно - да. С точки зрения производства, поскольку я еще и продюсер этой картины. Надо все высчитать, не ошибиться. Здесь должен быть жесткий расчет - точный, грамотный, максимально хладнокровный. Чистая математика! А вот эмоции нужны только в кадре.
– Перед тем как перевоплотиться в киллера в фильме «Убей меня! Ну, пожалуйста», вы неделями не вылезали из тира. На какие еще чудеса вы способны ради роли?
– Это не чудеса, а профессионализм. Например, в фильме «Эшелон» я играла немку и упорно учила немецкий, хотя тогда первый раз в жизни увидела немецкие буквы. Но в результате необходимый восточно-прусский диалект получился у меня почти идеальным, а картина удостоилась Гран-при на Евразийском кинотелефоруме в Москве. После этого в нескольких лентах мне пришлось говорить на испанском, итальянском или французском, что уже не представляло такого труда. Все эти роли я озвучивала сама.
– Какие еще необычные навыки приходилось осваивать?
– Надо вспомнить… Машины я, по-моему, все водила. Стреляла почти из всех видов оружия, включая арбалет. В ленте «Три дня в Одессе» под пулями бегала. Причем настоящими! Там есть сцена: когда я выбегаю из двери, одна пуля попадает в нее до меня, а другая – через мгновение после. Стреляли лучшие в нашей стране каскадеры, а я пробегала между выстрелами. С машины прыгала, с вагона на вагон на полном ходу – тоже, в ледяной воде во время шторма купалась. Это было в Одессе в мае, вода – 9 градусов, но ждать, пока потеплеет, было некогда, и пришлось рискнуть. Сцену сняли только с трех дублей. А я потом заболела.
ФОРМУЛЫ УСПЕШНОГО КИНО НЕ СУЩЕСТВУЕТ
- Современный продюсер, по-вашему, это…
- Если кратко, то это человек, который знает, как обращаться с деньгами, где будет рейтинг и что нужно зрителю.
- А что нужно зрителю? Как сегодня и заработать, и снять классное кино?
- Никто до конца эту формулу не знает. Выбирая жанр и рассчитывая деньги, ты должен учитывать огромное количество факторов, которые тебя приведут либо к успеху, либо к провалу. Включая свой собственный вкус, интуицию. И то до конца рассчитать нельзя. Максимум - процентов на 76.
- Правда, что под каждый проект вы берете по нескольку миллионов долларов в долг?
- А вы представляете, сколько стоят 12 серий? У меня каждая картина стоит больше чем два миллиона долларов. И это кредитные деньги. Компания «Ода-фильм» много лет успешно работает - у меня все деньги возвратные.
- А вдруг – полное фиаско, фильм не пошел?
- Это бизнес. Если не рискуешь, ты не пьешь шампанского!
- Выходит, вы рисковая женщина с крепкими нервами?
- Знаете, когда спрашивают о моей нервной системе, отвечаю: у меня в роду даже патологоанатомы были. У меня очень крепкие нервы и здоровая психика. (Смеется.) Поэтому… Не дождетесь!
В картине «Легенда об Ольге», 2008 год
- Вы переиграли разных великих женщин – от графини Толстой в «Золотом веке» и Ольги Чеховой в «Легенде об Ольге» до нашей знаменитой современницы Светланы Мастерковой («Дистанция»). Если так пойдет, то скоро нечего будет играть.
- А мне и так уже многое неинтересно. Честно! За последние годы я отказалась от огромного количества сценариев. Читаю и понимаю: было, скучно. Нескучно было сниматься в картине Владимира Чубрикова «Здрасьте, я ваш папа!». Мне реально понравился сценарий – такой голливудский, крепкий, трогательный, смешной. И роль у меня там прикольная. Я сыграла… лесбиянку. Сильно, согласитесь! Вот уж где я вдоволь похулиганила.
«КОГДА ВИЖУ ХОРОШЕЕ КИНО, Я - ПЛАЧУ»
- Как-то вы сказали: «Мне довелось пережить столько, что врагу не пожелаешь». В бытность начинающей киноактрисой вы снимались бесплатно, не всегда там, где хочется, пережили безденежье, опасную операцию, отвергали поползновения режиссеров и даже послали режиссера-основателя одного известного театра открытым текстом…
- Обычная классическая история, когда ты идешь в профессию без денег, без блата, когда за тобой не стоит ни папа, ни мама, ни муж – никого! Когда ты реально свою жизнь сделал сам – с нуля, своими руками. Своим трудом, талантом убедил зрителя, коллег, режиссеров и тебя полюбили. Это трудно и невероятно ценно. Слава богу, к своим 45 годам я обросла людьми, которым понравилась как актриса, убедила их в том, что многое могу. Теперь у меня все есть – добрые друзья и хорошие враги. Наверное, я действительно очень счастливый человек. Тьфу-тьфу-тьфу!
- Что самое сложное было?
- В юности все сложно. Я изначально была таким стеснительным интеллигентным человеком, которого каждый мог обидеть. Со временем научилась в любой ситуации держать удар, серьезно отвечать на выпады. Поэтому меня теперь как-то и не тронешь уже.
- Так и хочется спросить. Неужели и 21 веке начинающим актрисам предлагают пройти "творческий конкурс" через постель?
- Только не смешите меня! Это было в 17 веке, это было в 14 веке и это будет в 3015-м. Это даже неловко обсуждать… Да ну! Все время были плохие люди и были хорошие. Так было и так будет во всех профессиях. Люди не меняются.
- Ольга, вы не любите вопросов на тему личной жизни. Но почему?
- Не люблю. И не уважаю позицию известных людей, которые делают пиар-ходы по поводу своей жизни. Самое обидное, когда это делают весьма одаренные люди. И тогда лично мне просто неловко становится за них. Так, видимо, устроено мое самосознание. Я могу часами рассказывать о чем угодно, но зачем я буду рассказывать то, о чем должна знать только я и очень близкие мне люди. Актрису всё-таки характеризуют её роли. Продюсера – картины. А деньги и счастье любят тишину. Это величайший закон!
– Кто для вас эталон актерского мастерства на экране?
– Я вижу кино не отдельными персонажами, а историями. Один из самых моих любимых фильмов – «Гавана» с Робертом Редфордом, другой – «Из Африки» с Мерил Стрип. Вот такого качества фильмы для меня – эталон, это то кино, которое я бы хотела снимать и сама бы в нем снималась. Их словами не расскажешь, это надо видеть. Их смотришь, и хочется жить, становиться лучше. И это лишь два фильма, которые я назвала сходу, на самом деле их гораздо больше. Недавно пересматривала старый фильм «Профессионал» с Бельмондо. Сидела дома у телевизора и плакала.
– Вы так сентиментальны?
– Очень. Когда вижу хорошее кино, я плачу, хохочу. Я – очень благодарный зритель. И меня не интересует, как снято, какой там внутрикадровый монтаж... Сажусь смотреть с одним единственным желанием – получить эмоциональное удовольствие. Если история захватывает, я начинаю в ней жить, сопереживать персонажам.
В МАРСЕЛЕ ПРИШЛОСЬ ПРИТВОРИТЬСЯ «КОВРИКОМ»
- Все говорят о здоровом образе жизни. Что это такое для вас?
- Да как-то так сложилось, что вредное и опасное для здоровья я не люблю ничего. Наркотики? Абсолютно исключено! Злоупотребление алкоголем – тоже. Максимум – бокал хорошего розового вина. Наверное, это и есть здоровый образ жизни. Единственное, пожалуй… Люблю вечером сесть, вкусно поесть. И обязательно еще часа в два ночи…
- А как же фигура?
- Отлично все, слава Богу! Я настолько знаю себя хорошо и свой организм, что если почувствую, что-то не так.... Поплаваю, позанимаюсь спортом, - и все будет прекрасно, поверьте. И в 90 буду лучше их, теперешних.
На съемках фильма «Бабий бунт, или Война в Новоселково», 2015 год
- Изобрели собственное лекарство от стрессов?
- Больше всего меня вдохновляют водные прогулки на катерочках всяких. Я сама вожу яхту и даже гоночный катер! Профессиональные права есть – «я - капитан». Еще одно лекарство от стресса - сесть за руль машины. Я очень хорошо вожу автомобиль.
- А путешествовать любите?
- Очень! Меня недавно потрясла Казань. Знаете, какой восхитительный город?! Их белый Кремль… Я даже не представляла, что может быть такое потрясение. И архитектура, и улицы, и люди, и атмосфера… Слушайте! А если уехать во Владивосток, на Сахалин или в сибирские регионы? Вот куда съездить обязательно нужно. Вот где настоящая российская первозданная красота. Или на Алтай – там недавно «снежного человека» опять видели. А вы говорите! У нас территория такая – с одной стороны Монголия, а с другой – Северный полюс. Мама дорогая! Путешествуй, изучай, снимай фильмы – жизни не хватит. Тропики, субтропики, вечная мерзлота, места, где не ступала нога человека – все есть.
- Самый невероятный случай из жизни Ольги Погодиной путешественницы…
- У меня было абсолютно уникальное приключение недавно в Марселе. Я приехала туда посмотреть замок Иф, задержалась допоздна и вынуждена была остаться с ночевкой. Естественно, я не знала, что днем это достаточно цивилизованный город-курорт, а с наступлением ночи Марсель превращается в настоящий чисто пиратский город. Как только солнце садится, местные жители куда-то мгновенно исчезают и из сумрака как зомби вылезают зверского вида бандиты, сутенеры- арабы и проститутки… Уехать я не могла, потому что в машине закончился бензин (а ночью там не работает ни одна заправка!). В гостиницу не селили – потому что не взяла с собой паспорт. В довершение бед – у меня еще сел телефон… То есть тот случай, когда - тотальное невезение. Я закрылась в машине, накрылась какой-то ветошью и всю ночь лежала под сиденьем, прикидываясь ковриком. Ворочалась и думала: «Вот так проводит ночь народная артистка России!» (Смеется.)
Фотографии из семейного архива Ольги Погодиной