Найти тему
Город на память

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское

21 июля 2020 года

До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву. В советские годы сельская деревянная застройка сменилась солидными жилыми домами и зелёными аллеями Чапаевского парка, а по чётной стороне шоссе дореволюционные фабричные строения заменил мощный корпус конструкторского бюро Яковлева.

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе до реконструкции, вид в сторону центра. 1940-1948 гг.:

1940—1948 Ленинградское шоссе до реконструкции

Смотрите старые фотографии: Строительство Главного корпуса ОКБ Яковлева. 1957 год:

1957 Возведение Главного корпуса ОКБ Яковлева на Ленинградском шоссе

-2

Ленинградский проспект, 68 – бизнес-центр «Авиапарк» на территории, принадлежавшей ОКБ имени А.С.Яковлева. Почти все корпуса занимают арендаторы, в том числе воздухоплавательный центр «Авгуръ», производящий дирижабли и аэростаты. На красной линии проспекта расположено главное здание конструкторского бюро Яковлева (1958).

Смотрите старые фотографии: ОКБ Яковлева. 1960-1962 гг.:

ОКБ А.С. Яковлева

-3

В Чапаевском парке установлен бюст авиаконструктора, генерал-полковника авиации, академика Александра Яковлева (1976, скульптор М.Аникушин). С 1932 года под его руководством конструкторское бюро выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.

-4

Смотрите старые фотографии: Кафе «Сокол» в парке. 1961-1964 гг.:

1961—1964 Кафе "Сокол" на Ленинградском проспекте

Книга «Конструктивные элементы в архитектуре» сообщает, что кафе спроектировали архитектор П.Райхинштейн и инженер М.Дроздов. Оригинальная конструкция простояла с 1959 по 1978 год и была демонтирована после обрушения козырька.

Смотрите старые фотографии: Народный дом села Всехсвятское. 1917-1922 гг.:

1917—1922 Петроградское шоссе. Дом, в котором помещался Совет и военно революционный комитет села Всехсвятского

Здание было связано с революционными событиями: в октябре 1917 года в нём располагались райком РСДРП(б) и ревком Всехсвятского подрайона. Фасад украшала соответствующая мемориальная табличка, но дом всё равно снесли перед Олимпиадой-80 для расширения Ленинградского проспекта.

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе. 1939-1940 гг.:

1939—1940 Ленинградское шоссе (проспект)

В левой части снимка – корпуса и трубы завода «Изолятор», ставшего при советской власти крупным предприятием в сфере энергетики.

Смотрите старые фотографии: В цеху завода «Изолятор». 1970-1980 гг.:

1970—1980 В одном из цехов завода "Изолятор"

-5

Снос завода «Изолятор»

-6
-7

Ленинградский проспект, 72 – деловой комплекс «Алкон» построен на месте снесённого завода «Изолятор» имени А.Баркова.

-8

Ленинградский проспект, 65 – жилой дом (1935)

-9

Ленинградский проспект, 67к1 – жилой дом (1939)

-10

Смотрите старые фотографии: Село Всехсвятское. 1926 год:

1926 Уголок села Всехсвятского

Смотрите старые фотографии: Село Всехсвятское. 1959-1965 гг.:

1959—1965 Вид на дом 71 по Ленинградскому проспекту

Село Всехсвятское спряталось за сталинскими парадными фасадами, следующий квартал составили несколько зданий, объединённых в единый комплекс с просторным двором.

Ленинградский проспект, 69с1 – жилой дом (1940, архитектор В.Ерамишанцев) называли «Домом авиаторов»
Ленинградский проспект, 69с2 – жилой дом (1953)
Ленинградский проспект, 71Б – «Адмиральский» жилой дом (1949-1953, архитекторы Александр Хряков и Зоя Брод) строился для Министерства автомобильной промышленности, Министерства морского флота и Главного управления гражданского воздушного флота СССР. В доме жил авиаконструктор Александр Яковлев.
Ленинградский проспект, 71В – жилой дом (1953)
Ленинградский проспект, 71Г – жилой дом (1953) с кинотеатром «Сокол» – ныне Центром драматургии и режиссуры
Ленинградский проспект, 71Д – жилой дом (1955)

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Песчаная улица, 3 – Песчаные бани (1933)

Смотрите старые фотографии: Баня в селе Всехсвятское. 1933 год:

1933 Баня во Всехсвятском

-19

Ленинградский проспект, 71А – Октябрьское пожарное депо (1929, архитектор А.Куровский), пожарная часть № 19

-20
-21

Смотрите старые фотографии: Метро «Сокол». 1944-1946 гг.:

1944—1946 У станции метро "Сокол"

Здесь завершалась первая в столице троллейбусная линия, ведшая от Белорусского вокзала до села Всехсвятского.

Станция метро «Сокол» открылась в 1938 году как конечная Горьковско-Замоскворецкой линии (архитекторы Юрий Яковлев и Константин Яковлев). Она получила своё название по расположенному в полукилометре кооперативному посёлку Сокол.

Считается, что «Сокол» – единственная в Москве двухсводчатая станция, у неё нет распределительного зала пассажиропотока, посередине расположен ряд опорных пилонов. Такое решение обусловлено инженерными расчётами давления при наличии слабых и неустойчивых пород (неслучайно здешние улицы названы Песчаными). Впрочем, московское метро строится быстро и, возможно, на каких-то новых станциях также использована двухсводчатая конструкция.

На момент открытия «Сокола» пассажиры использовали только восточный вестибюль станции, который находился в окружении малоэтажных сельских домов, а городская застройка в районе в тридцатые годы практически отсутствовала. Но вскоре после войны появились планы масштабной застройки окрестностей и для удобства пассажиров в 1949 году открылся западный вестибюль (В.Поликарпова и В.Андреев). Проведённые позднее подсчёты зафиксировали на «Соколе» самый большой пассажиропоток в московском метро – 124 000 человек в сутки (как и на станции «Комсомольская»), поэтому в 1960 году в торце станционного зала был оборудован ещё один выход.

-22

Восточный вестибюль

-23
-24
-25
-26
-27

Западный вестибюль

-28
-29
-30
-31
-32

Оригинальное оформление зала в полном объёме не сохранилось, в частности, утрачены светильники-торшеры на парапетах лестниц и часы на колоннах. А пустые прямоугольники на путевых стенах всегда были такими: на них планировалось зафиксировать цитаты из сталинской Конституции о правах советского гражданина «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых» и «Право на обеспеченную старость», но по каким-то причинам идея не была реализована.

Для обслуживания поездов Горьковско-Замоскворецкой линии в 1938 году было введено в эксплуатацию электродепо «Сокол», расположенное севернее Ленинградского проспекта.

-33
-34
-35
-36
-37

Ленинградский проспект, 73А – храм Всех Святых построен в 1733-1736 годах и напоминает о старинном селе Всехсвятском. В XVIII веке в Москве обосновалась большая колония знатных выходцев из Грузии, поселившая на Пресне и во Всехсвятском. Здесь гостили грузинские цари и князья, а служба в храме некоторое время велась на грузинском языке. Это было время расцвета Всехсвятского, село украсил Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. Позднее во Всехсвятской роще охотно селились дачники, в том числе семьи офицеров, служивших в Ходынских лагерях московского гарнизона.

Смотрите старые фотографии: Храм Всех Святых. 1905-1911 гг.:

1905—1911 Храм Всех Святых в начале XX века

Храм Всех Святых неоднократно поновлялся и перестраивался до революции, а в 1939 году богослужения были запрещены, пятиярусный иконостас XVIII века выломан и сожжён перед храмом. Во время Великой Отечественной войны Сталин пересмотрел отношение к православию и храм во Всехсвятском был реабилитирован одним из первых, заново освящён в 1946 году. В постсоветский период храм получил статус патриаршего подворья, во дворе установлены мемориальные знаки в память священнослужителей – жертв красного террора и воинов Белой армии.

-38
-39

Ленинградский проспект, 75 – жилой дом Хозяйственного управления Наркомата обороны (1938, архитектор Павел Стенюшин, боковые крылья 1953 и 1958) – элитный «Генеральский дом» для проживания высшего офицерского состава. Квартиры в нём также получили заслуженные спортсмены и тренеры армейского клуба ЦДСА (ЦСКА) Всеволод Бобров, Григорий Федотов, Анатолий Тарасов.

-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47

Ленинградский проспект, 77 – комплекс из четырёх кирпичных корпусов (1958-1962)

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект, 77. 1964 год:

Ленинградский проспект

-48
-49

Ленинградский проспект, 77А – Центральный диспетчерский пункт управления движением занимается мониторингом ситуации на эстакадах и в тоннелях (2012). Под зеркальным остеклением скрывается бетонная пятиэтажная конструкция, поделённая на небольшие комнаты. Некоторые местные жители называют необычное строение «Яйцом Сокола».

-50

Вокруг павильона восстановлено прежде разобранное трамвайное разворотное кольцо.

Смотрите старые фотографии: Ленинградский тоннель. 1966-1967 гг.:

Ленинградский проспект. Въезд в тоннель

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект, 80. 1956-1958 гг.:

Ленинградский проспект

-51

Ленинградский проспект, 80 – Специальное бюро Министерства вооружения № 1 (1953, архитекторы В.Андреев и Г.Вульфсон), позднее известное как конструкторское бюро КБ-1, «Стрела» и «Алмаз» – одно из самых успешных предприятий оборонно-промышленного комплекса, признанный во всём мире лидер в области разработки новейших зенитных ракетных систем.

-52

Некоторые разработки можно увидеть на военных парадах.

-53
-54
-55
-56
-57
-58

Ленинградский проспект, 80к17 – производственное здание (1953), ныне – торговый центр «Алмазный» и концертный клуб Stadium Live. Часть территории конструкторского бюро уже лет десять передана под коммерческое использование, в бывших цехах 1950-1960-х годов разместились музей «Экспериментаниум», магазины, офисы, склады, кафе и концертный клуб Stadium Live с танцполом на 7000 зрителей.

-59
-60

На сцене: Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Илья «Чёрт», Сергей Шнуров, Юрий Шевчук.

-61
-62
-63
-64

Фотографии: Евгений Чесноков

-65

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #ленинградскийпроспект #сталинки #метросокол