Найти тему

Горы: место, где небо встречается с землей. Приезжаю сюда который год - очиститься и расшириться. Горы буквально раздвигают пространство

Горы: место, где небо встречается с землей. Приезжаю сюда который год - очиститься и расшириться. Горы буквально раздвигают пространство, вносят особую перспективу. В интуиции всех народов горы - место причастности Высшему, портал в небесные сферы, обиталище богов. Горы сообщают возвышенность духу, приобщают его к Небу. В обряды инициации большинства древних религий входил подъем на вершину горы как метафора духовного роста. Какую ипостась бога мы хотим узнать, поднимаясь в горы?

Мирре Элиаде в своем Трактате об истории религий проделал великолепный сравнительный анализ древних богов Неба, от австралийских аборигенов до кельтских племен, и пришел к выводу, что бог неба - первый бог, к которому обратился человек. В подавляющем большинстве древних культов именно Бог неба - это творец вселенной, верховный правитель Мира, хранитель космического порядка. Превосходство Неба неоспоримо и интуитивно: оно в буквальном смысле и есть сама трансцендентность. Таков древнеиндийский Дьяус (и deus, бог, и dias, дневной свет), такой древнегреческий Уран и шумерский Ану. Такой бог созерцателен, невозмутим и вечен. Но что интересно: этнографы, изучающие древние религии по всему миру, не находят свидетельств активных культовых практик, посвященных Небесным богам. Небу не молятся, небу не приносят жертвы: Небо настолько высоко, что кажется безразличным. Бог неба - это бог единожды установленного мирового порядка, он не требует приношений, хвалы или покаяния, не потому, что жесток или безразличен, но потому что не меняет свое творение. Элементарное понимание смысла молитвы - просьба об изменении ситуации здесь-и-сейчас. Это может быть просьба о прощении и возвращении благодати, покаяние или предложение сделки. Только сама концепция греха и прощения бессмысленна в логике небесных богов: если что-то в жизни человека не работает, значит, он просто не понял, как работает система. Машина не едет не потому что она обижена на хозяина, а потому что он неправильно ее эксплуатирует. Бессмысленно молиться богу, который не вмешивается в течение жизни: такой бог не знает милосердия, потому что не знает гнева. Единственный способ увидеть его волю - находиться в синхронизации с его творением, адекватно пользоваться данными благами и исправлять поведение в соответствии с особенностями системы.

Древним людям не был ясен подобный концепт пассивной силы: боги неба всеведущи и всесильны - но бездеятельны. Рефлексия чаще дается человеку сложнее, чем просьбы о помощи. Поэтому во всем мире в ходе развития религиозных практик люди выбирают поклоняться чему-то более понятному: тотемам, духам предков, богам природы (в классическом мифе «порожденных» небесным отцом): так Зевс сменяет Урана, Тор - Одина, Индра - Варуну. Такие очеловеченные божества гневаются и прощают, вмешиваются в жизнь людей, совершают глупости и подвиги. Они очень похожи на нас.

Небесный создатель, чуждый борьбе и страсти, существующий вне времени и пространства, не доступен обычному человеку. Бог дождя и молний, дарующий урожай, или бог-громовержец, с другой стороны, прозрачны для восприятия. Я думаю: что это говорит о нашем сознании и как мы можем использовать эти образы?

1. Системный подход vs единичные решения. Более поздние, «специализированные» боги небес в виде богов дождя или грозы, пришедшие на смену богу-создателю земли - это боги единичных решений: легко представить, что, попросив такого бога даровать урожай, можно получить быстрый результат в виде своевременного дождя. В этой парадигме существует очень узкий отрезок времени и пространства «здесь и сейчас», на которых так хочется оказать влияние. Сложнее увидеть картину целиком, в ее системности и взаимосвязанности: дождь не может выпасть сегодня, потому что позавчера в соседней долине изменилось атмосферное давление, потому что месяц назад в тысячи километров отсюда с гор сошел ледник.