Найти в Дзене
Фотокафедра ИПЛФ

ВЫЖИТЬ И ЖИТЬ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ. Польский фотограф Стефан Арчиньский

28 августа 2022 года в возрасте 106 лет во Вроцлаве умер мастер польской и немецкой фотографии Стефан Арчиньский. Художник, путешественник, для многих – мастер не только фотографии. Особенно известен фото-документированием восстановления Вроцлава – столицы Нижней Силезии после войны и зарождающуюся культурную жизнь города и региона.
О смерти Арчинского сообщил мэр польского города Вроцлава Яцек Сутрик. «Почетный гражданин Вроцлава. Умер Стефан Арчиньский. Ему было 106 лет. Г-н Стефан, Вроцлав и все его без исключения жители всегда будут вам благодарны. И тысячи фотографий, которые вы сделали за эти годы, являются для нас символическим и реальным – городским сокровищем», – написал Сутрик в социальных сетях. Как точно отметил Анджей Рутина (Andrzej Rutyna) из Союза польских художников-фотографов, что у Стефана Арчиньского такое богатое резюме, что он мог бы его разделить на успешное использование для пяти человек. БИОГРАФИЯ ФОТОГРАФА, С КОТОРОЙ СТОИТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ... Стефан Арчиньский р

28 августа 2022 года в возрасте 106 лет во Вроцлаве умер мастер польской и немецкой фотографии Стефан Арчиньский. Художник, путешественник, для многих – мастер не только фотографии. Особенно известен фото-документированием восстановления Вроцлава – столицы Нижней Силезии после войны и зарождающуюся культурную жизнь города и региона.
О смерти Арчинского сообщил мэр польского города Вроцлава Яцек Сутрик.
«Почетный гражданин Вроцлава. Умер Стефан Арчиньский. Ему было 106 лет. Г-н Стефан, Вроцлав и все его без исключения жители всегда будут вам благодарны. И тысячи фотографий, которые вы сделали за эти годы, являются для нас символическим и реальным – городским сокровищем», – написал Сутрик в социальных сетях.

Фотограф Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński
Фотограф Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński

Как точно отметил Анджей Рутина (Andrzej Rutyna) из Союза польских художников-фотографов, что у Стефана Арчиньского такое богатое резюме, что он мог бы его разделить на успешное использование для пяти человек.

БИОГРАФИЯ ФОТОГРАФА, С КОТОРОЙ СТОИТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ...

Стефан Арчиньский родился 31 июля 1916 года в семье польских эмигрантов в немецком Эссене и его возвращение в Польшу, как у нас бы в России сказали: «Идти из Ленинграда в Москву через Камчатку…»
Действительно, Стефан Арчинский прошёл долгий и очень нелёгкий путь в польский Вроцлав из Германии, где мастер появился на свет. Стефан – сын Виктора Арчинского поляка из Солец-Куявски, и Елены Адамской, польки из Могильно. Семья Арчиньских разделила ту же судьбу, что и тысячи поляков, которые на рубеже 20-го века эмигрировали из сельской части региона, аннексированного Пруссией в промышленные районы Западной Германии, в Рейнланд и Вестфалию, чтобы искать работу. Примерно в 1900 году он нашёл работу в административном отделе сталелитейного завода Круппа в Эссене и стал государственным служащим и деятелем Союза поляков в Германии. Арчиньские твёрдо придерживались своего польского наследия, польских традиций и польского языка и поддерживали связь со своей семьей, которая осталась на Востоке. Виктор был вовлечён в различные польские организации, а после Первой мировой войны также активно участвовал в Союзе поляков в Германии.
После преждевременной смерти матери, которая скончалась всего через два года после рождения своего младшего сына Стефана, отец остался воспитывать детей.

ВЫЗОВЫ ВОЙНЫ

Во время войны, семья Арчиньских, вопреки всем намерениям, была разделена.
Отца Стефана арестовало гестапо за его полонийскую деятельность, он подвергался бесчеловечным допросам в Главном штабе гестапо в Берлине, был замучен и в 1940 году его казнили топором. Брат Тадеуш участвовал во вторжении в Польшу и воевал в качестве офицера польской армии, потом воевал в польской армии в Ираке, Африке и при Монте-Кассино.
Стефана Арчиньского, как гражданина Германского рейха, призывают на обязательную трудовую повинность, а затем, когда начинается Вторая мировая война, его призывают в немецкую армию, где он сначала служит в военно-воздушных силах. Его профессия фотографа спасла его от назначения в подразделения, вторгавшихся в Польшу. Полк, в котором Арчиньский разрабатывал и сохранял аэрофотоснимки, участвовал во французской кампании. Позже его отправили на Восточный фронт, где он принимал участие в нападении на Советский Союз и участвовал в боях за Сталинград. В январе 1942 года он был ранен и получил медицинскую помощь в Артёмовске, что спасло его от смерти в Сталинградском котле. После выписки из госпиталя его отправили обратно на фронт. В военных госпиталях для выздоравливающих в Земле Клодзко он постепенно восстанавливал свои силы. Как только он встал на ноги, его снова отправили обратно в его подразделение ВВС на восточном фронте, которое в то время дислоцировалось в Прибалтике. Конец войны он провел в Латвии, где оказался в плену у советской армии. В Латвии у него было несколько рабочих мест, в том числе на фабрике по производству спичек, пивоварне и лесопилке.

После нескольких месяцев пребывания в плену, Советский Союз передал его польским властям. Причинами его освобождения были его польское происхождение и трагическая судьба его отца, чиновника Союза поляков в Германии. Стефана поместили в пересыльный лагерь в Серакове близ Познани.

В 1946 году, после пребывания в польском переходном лагере, он получил польское гражданство и сначала попал в нижнесилезскую Любавку, а затем поселился в Каменной горе. В 1950 году переехал во Вроцлав. В 1952 году он познакомился с Лидией Цихоцкой, артисткой балета Вроцлавской оперы и через два года женился на ней. Найдя свое место на Земле во Вроцлаве, но путешествовал и фотографировал по всему миру. Ему не удалось добраться только до Австралии.

Стефан Арчиньский с другом в Москве. 1956 Автор фото неизвестен
Стефан Арчиньский с другом в Москве. 1956 Автор фото неизвестен

Стефан Арчинский запечатлел на своих фотографиях вездесущие следы Второй мировой войны, приведение в порядок и восстановление города.

Все 50-е годы ХХ века Стефан Арчинский фотографирует Вроцлав после послевоенного разрушения. Фотографирует объективно, выбирая принцип нейтрального документа. Он явно опирается на довоенные узоры, заботится о точном отображении геометрии архитектуры. Ему чужды и сентиментальность, и обвинительный тон. Вроцлав – столица Нижней Силезии – его новый дом со всем багажом сложной, но чрезвычайно интересной истории. В 50-е гг. и 60. со спокойствием архивариуса Арчинский создает фотографический каталог улиц, домов и многоквартирных домов, которые представляли процесс восстановления разрушений города.

  • «Бесценный летописец послевоенного восстановления Вроцлава и расцвета культурной жизни Нижнесилезской столицы. Поклонник путешествий и красоты природы, которые он увековечил в своем собственном необычном стиле на бесчисленных фотографиях, что сделало их не только ценными документами, но и произведениями искусства». Маргарита Величко / 24 июля 2019

Художник и фотограф Стефан Арчиньский был лауреатом престижных региональных, общенациональных и зарубежных премий. Он стал единственным в истории лауреатом премии, присуждаемой городом Вроцлав (Нагрода Мяста Вроцлавия), который дважды получал эту награду (1959, 2000). Арчиньский несколько раз номинировался на звание почетного гражданина города и был удостоен известной премии Силезской культуры (Śląska Nagroda Kulturalna, 1992). Министр культуры и национального наследия Польши также дважды наградил его медалью Глории Артис за заслуги в области культуры (Medal Zasłużony Kulturze Gloria Artis): в 2006 году серебряной и в 2011 году золотой.

  • «О наградах и медалях Стефан Арчиньский рассказывал меньше всего в своей жизни. Безмятежность, оптимизм, сочувствие, открытость, а также огромный талант и трудолюбие – вот, пожалуй, самые большие награды, которые этот художник получил от судьбы».
    Маргарита Величко, 2019

Умер 28 августа 2022 года на 106 году жизни во Вроцлаве.

Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński. Фото:  Krzysztof Rak / AW
Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński. Фото: Krzysztof Rak / AW

ВЫЖИТЬ И ЖИТЬ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ

Стефан Арчиньский обнаружил свою любовь к фотографии в юности. Его первые фотографии были сделаны в 1930-х годах, и он в основном интересовался городской архитектурой и спортом. Когда он посещал спортивные соревнования и игры, его фотоаппарат всегда был с ним. В 1934 году, после окончания средней школы, он обучался в фотостудии в своем родном городе Эссен, где в течение следующих трёх лет постигал основы профессии – устроился на работу в сервисный фотографический завод в Эссене. За это время он работал свадебным фотографом, снимая портреты и групповые снимки. Но, поскольку он не был заинтересован в том, чтобы использовать свою камеру только для того, чтобы запечатлевать этапы жизни семей среднего класса, он работал над совершенствованием своего собственного стиля.

В это время фотография в Германии уже была очень популярна и как таковая также была хорошо развита, хотя влияние современных художественных течений в 1933 году было значительно ограничено. Однако, на молодого Арчиньского, безусловно, оказали влияние такие образцы для подражания, как Эрих Саломон, Карл Блоссфельд и Август Зандер. Но, Стефан пытался найти свой собственный язык в фотографии, сочетая эстетику «новой реальности» (под влиянием Баухауза, Deutscher Werkbund (Немецкой ассоциации ремесленников) и других) с определенной долей восхищения гигантизмом многих тем.

В 1935 году он отправился в Лондон, чтобы сфотографировать матч Англия-Германия.
А в августе 1936 года он смог применить свои фотографические способности, документируя одиннадцатые летние Олимпийские игры в Берлине, те самые, которые известны по знаменитому фильму «Триумф Воли» Лени Рифеншталь. Ему удалось запечатлеть Хелен Стивенс, которая в то время была самой быстрой бегуньей в мире. С этого момента портреты становятся для него излюбленным средством самовыражения.

В 1937 году Стефан Арчиньский работал в Менхенгладбахе, в компании, для которой делал спортивные и театральные фотографии.

После войны в 1946 году, получив польское гражданство, художник открыл в Каменной горе свою первую мастерскую по фотографии.
В 1950 году он приехал во Вроцлав где на ул. Локетка открыл фотографический сервисный центр. Он также был активным членом Вроцлавского фотографического общества (Wrocławskie Towarzystwo Fotograficzne), где давал уроки фотографии.
В 1951 году он стал членом Związek Polskich Artystów Fotografików (Ассоциация польских фотографов-искусствоведов), членом художественного комитета которой он был в течение 15 лет.

В последующие годы он как фотограф документировал общественную жизнь Вроцлава и Нижней Силезии, включая памятники и пейзажи в число своих мотивов. Всё, на что стоило обратить внимание, он фиксировал с деловитостью и профессиональной отстраненностью. Он не следовал тогдашней тенденции политизации фотографии, а вместо этого оставался верен технике, которой научился в Германии в 1930-х годах. Его фотографии педантичны в деталях и технически совершенны. Он подглядывал за детьми и взрослыми. Во время работы, игры, грустных и веселых.


Да, его внимание к деталям было скрупулезным и применялось с тщательностью, присущей документалисту. Особое внимание он уделил городу Вроцлав. Сегодня его снимки этого мегаполиса на Одере, сделанные в разные периоды времени, являются ценным свидетельством огромных изменений, произошедших в городе с 1945 года.

Сохранение наиболее важных архитектурных памятников города, таких как – его церкви, светские здания и функциональные здания, на фотографиях было непростой задачей. Тот факт, что он справился с этой задачей таким образцовым образом, был отмечен признанным экспертом в области польской фотографии Адамом Соботой:

  • «Что действительно отличало его, так это способность сочетать добротность своего ремесла с эстетикой модерна, которая в то время использовалась редко, и это проявляется в полном использовании серой гаммы в динамическом сопоставлении форм и поверхностей. Его тип фотографии сократил разрыв между авангардной и пикториалистской фотографией».


РОМАН С ИСКУССТВОМ

Помимо создания документальной документальной летописи, Стефан Арчиньский творит и как художник. Особое видение пластики, красоты человеческого тела в движении привело и закрепило фотографа на Вроцлавской театральной сцене.
Он стал почти «придворным фотографом» Генриха Томашевского, выдающегося мима, еще в то время, когда тот был танцором Вроцлавской оперы. Их объединяло долгое художественное сотрудничество и многолетняя дружба. В течение многих лет Арчинский документировал театральную работу Томашевского, спектакли, поездки за границу членов театра, портреты актёров, а также изображал его в частных обстоятельствах. До 2001 года, то есть до смерти создателя театра пантомимы.

Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński, 1952. Фото: Henryk Tomaszewski
Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński, 1952. Фото: Henryk Tomaszewski

Он также увековечивает деятельность Вроцлавской оперы, именно там он знакомится со своей будущей женой, солисткой балета Лидией Цихоцкой.

Одна из его самых известных работ – танцовщица 1953 года – изображает фигуру, погруженную в танец до такой степени, что кажется почти абстрактной яркой формой, светящейся на чистом темном фоне. Художник и ее искусство – объединены в одно в объективе Стефана Арчиньского.

Танцовщица. 1953. Фото: Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński
Танцовщица. 1953. Фото: Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński

И только спустя более двадцати лет после берлинских игр 1936 года, он получил возможность по-настоящему обратиться к одной из своих любимых тем в фотографии – спорту. Арчиньский делает фоторепортаж Вроцлавской велосипедной гонки мира.

ИМЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВСЁ

  • «Арчинский разработал волшебный стиль, который восхищал не только полвека назад, но и производит огромное впечатление и сегодня. Его фотографии – это не только сохраненные, документальные кадры, но произведения искусства. По чёрно-белым фотографиям видно, как их автор был проницательным и чутким наблюдателем того, что его окружало». Директор музея Мацей Лагевский

Фотограф Стефан Арчинский «следил» за вещами и явлениями, которые большинство людей, возможно, даже никогда не замечали. Вероятно, это также связано с тем, что автор всё, что он делал в своей невероятно долгой жизни, подчинял фотографии. Контакты с людьми, отдых, например, в далеких от Вроцлава странах, таких как Гавайи, времена года и встреченные на дороге деревья, облака или обычные травы... Каждый момент и обстоятельства были хороши для Стефана Арчинского, чтобы достать камеру.

Мотивация, трудолюбие и чувство необходимости...

Это, по мнению Мацея Лагевского, стало движущей силой для Стефана Арчинского, способом – как оказалось, проверенным – продлевать жизнь и отгонять, насколько это возможно, старость. Арчинский еще в 95-летнем возрасте был активным профессионалом и планировал дальнейшие начинания, в чем его подбадривал самый близкий человек – его жена.

  • «Является лауреатом многих премий и наград, Стефан Арчиньский по сей день в свои 103 года, проводит в студии не менее четырех часов в день». Кшиштоф Ручневич, 2019 год

МАСТЕР ФОТОГРАФИИ, ОХВАТЫВАЮЩИЙ ДВЕ КУЛЬТУРЫ

Арчиньский, который за свою долгую жизнь пережил много драматических событий 20-го века, всегда оставался человеком, объединяющим две культуры. Он никогда не отрицал своих связей с Германией и с немцами. Он неоднократно работал фотографом в немецких издательствах и, поскольку понимал чувствительность и ожидания немцев, пользовался большой популярностью. Несколько лет назад историк Михал Качмарек написал довольно точный отчёт о его связях с Германией:

«Как ни один другой польский художник, он, знающий душу немецкого читателя, когда-то покинувшего свою страну, прекрасно сопереживает его душе, читает его мечты и тоску по утраченному царству детства. Но в то же время он выдвигает на первый план всё, что является универсальным, неподвластным времени и устойчивым к политическим изменениям. Его четкий и последовательный подход ставит его сегодня в ряд художников, которые всю свою жизнь работали над сближением двух соседних стран, не ввязываясь в политику, без лишних слов и без напыщенных лозунгов».

Выдающийся польский фотограф Стефан Арчиньский успешно сочетает в своей работе польские и немецкие традиции. Без сомнения, Арчиньский был представителем двух культур, и он создал мост между этими двумя культурами, как вряд ли кто-либо другой.

ДЕРЕВЬЯ

Что фотограф Арчиньский фотографировал во время своих походов? Среди прочего – деревья. Он особенно любил их, на протяжении многих лет Стефан Арчиньски увековечивал их во время своих многочисленных поездок в Кению, Габон, Египет, Сирию, Доминиканскую Республику, Колумбию, США, Таиланд и бывшую Югославию. Снимал необычные, экзотические виды, либо вполне обычные, но в необычном ландшафте. Самая старая фотография была сделана в 1956 году в Крконоше, самая свежая – в 1996 году в Нью-Мексико.

«Я фотографирую деревья с особым удовольствием, в моей коллекции более 200 фотографий деревьев с 4 континентов».

С таким количеством снимков, автор собирает уже тематические коллекции – виды деревьев представлялись на выставках: «Деревья» (Drzewa); «Мёртвые деревья» (Martwe drzewa); «Деревья и люди» (Drzewa i ludzie). Экспозиции объединяет фотографии различных видов деревьев, как экзотических, так и местных.

  • Так о выставках Арчинского с видами деревьев говорит её куратор Марзена Смолак:
    «Здесь есть снимки сильных, жизнеспособных деревьев, но прежде всего фотографии изуродованных и мертвых деревьев, часто показываемых в горном ландшафте, суровом, среди разрушенных эрозией скал. Стефана Арчинского очаровала структура ствола с многочисленными трещинами, узлами, текстурой коры. Наряду с атмосферными, живописными картинами мы можем полюбоваться композициями выразительно графическими, почти абстрактными (...). Несмотря на повторяющуюся тему прохождения, фотографии деревьев Стефана Арчинского не являются пессимистичными или катастрофическими в своем произношении».


ПОКЛОННИК ПУТЕШЕСТВИЙ

«Если Бог хочет кому доставить удовольствие, он отправляет его в далекие миры» – Стефан Арчинский.

Сан-Франциско, 1960 Фото: Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński
Сан-Франциско, 1960 Фото: Стефан Арчиньский / Stefan Arczyński

Большой страстью супругов Арчиньских являются путешествия. Вместе и по отдельности они посетили почти все континенты. Конечно, с каждой поездки Стефан Арчиньский привозил сотнями фотографий людей, природы, архитектуры. Он не поддался одновременно моде на цветные клише. Он остался верен чёрно-белой стилистике, в которой, как знают те, кто занимается классической фотографией, где труднее добиться художественных эффектов и требуется идеальное мастерство для создания отпечатка. Стефан Арчиньский стал в этом одним из лучших виртуозов, постоянно поражая своим художественным мастерством особенно в портретных снимках и пейзажах.

Любопытство к миру и людям у Арчиньского отлично отражено в его фотографиях, которые по сей день вызывают восторг. Он фотографировал Вроцлав, виды Силезии, Померании и Татр, он документировал свои многочисленные путешествия, которые были его страстью. С камерой наперевес, он проехался и прошёлся по четырём континентам – снимал в Европе, Азии, Африке, во всех Америках, снимал в Советском Союзе. Особые впечатления имел от съёмок в Поднебесной. Для фотографа поездки туда стали настоящим увлечении китайским государством. В середине ХХ века в Китайской Народной Республике было нелегко фотографировать.

  • «Тогда не разрешалось показывать бедность, поэтому я фотографировал китайские крыши. Но мне также удалось сделать несколько фотографий на китайских улицах. Благодаря моим отъездам у меня появились такие интересные сюжеты, как, например, чайные плантации и чай, сушащийся посреди города, я плавал на лодке по Янцзы, осматривал китайскую стену, смотрел и документировал все доступные мелочи…» Вспоминает С. Арчиньский

Истории, которые Арчиньский показывает в своих зарубежных кадрах, – это всего лишь любопытство, небольшой раскрытый фрагмент более крупной истории, скрытой, однако, за пределами фотографии. Такой способ подачи увиденного усиливал у аудитории документальных фотографий (часто просто читателей ежедневной прессы) интерес к дальнейшим историям, что усиливало дополнительно изображаемую «экзотическую» тему.

  • «Я ездил туда с экскурсиями, и все меня преследовали, потому что я постоянно останавливался, чтобы фотографировать.» Вспоминает С. Арчинский

Фотографии Арчиньского, которые часто публиковались в прессе, были для многих жителей ПНР одной из немногих возможностей визуально познакомиться с другими далекими странами. Эти культуры, показанные как такие разные, должны были показаться совершенно ошеломляющими людям, жившим в польской тогдашней стране. Художник выбирал для фотографирования именно те характерные, «существенные» для конкретного места темы: часть архитектуры, а также местных жителей.

Однако многие из стран, посещаемых Арчиньским, в то время быстро модернизировались. В них появилась новая архитектура и инфраструктура. Фотограф мог запечатлеть этот процесс прекрасно – он доказал это, изображая хотя бы Вроцлав или Нижнюю Силезию. Однако за границей Арчинский, похоже, больше искал историю. В поисках сущности жителей далеких стран он интересовался больше их прошлым, чем будущим.

Например, на более ранних фотографиях, азиаты или африканцы, похоже, играют роль «экзотических мудрецов», приписываемую им европейским глазом. Эта ориентация усиливала по отношению к ним чувство «инаковости».

В то же время Арчиньский умел изображать их с большим достоинством. Изображенные лица, как правило, старше, заключены в продуманные и отточенные композиции с несколько театральным характером. Помимо привлекательной восточной «сценографии», фотограф уделяет много места почти психологическому подходу к изображаемым лицам или рукам. Резкие черты лица создают впечатление, почти вылепленное тяготами жизни. Глядя на них, зрители могли почувствовать волнение или даже сочувствие.

Стефан Арчиньский – не только человек-история, но и легенда Вроцлава, самый известный фотограф и летописец города и его художественной жизни, хотя столицу Нижней Силезии он выбрал уже после войны. Не каждому городу везёт с таким летописцем!

За более чем 70 лет творческой работы Стефан Арчиньский не расставался с камерой. Он фотографировал разрушенный войной Вроцлав, виды Силезии, Померании и Татр, портреты и документировал свои многочисленные путешествия. Стефан Арчиньски представляет также и немецкую школу фотографии, которая в двадцатые годы нашего века достигла самого высокого мирового уровня. В течение нескольких десятилетий своей работы он сталкивался с новыми тенденциями в художественной фотографии, но не поддавался этим влияниям. Его работы отличаются идеальной мастерской, чувствительностью к роли света в построении кадра и стремлением запечатлеть мимолетную красоту записанного момента.

Первая персональная выставка состоялась в Варшаве в Кордегарде в 1956 году – он показал фотографии с Международного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве 1955 года.

Arczyński #100. Fotografie wrocławskie. Так называется выставка фотографий Стефана Арчиньского подготовленная уже к 100-летию со дня рождения фотографа в 2016 году. Это в основном вроцлавские фотографии, которые находятся в национальном учреждении культуры им. Оссолинских.

Стефан Арчиньский на 100-летнем юбилее. Фото: Maciej Kulczyski / PAP Archiwalny
Стефан Арчиньский на 100-летнем юбилее. Фото: Maciej Kulczyski / PAP Archiwalny

Подготовлено:
Институт Профессиональной и Любительской фотографии
РУСС ПРЕСС ФОТО
www.mipap.ru