Родители могут и сами предложить ребенку задания на интеллектуальное развитие – не столько для проверки, сколько для развития.
Продолжаем разговор о подготовке ребенка к школе по материалам лекции психолога БДФ «Виктория» Анастасии Убоженко. Сегодня наша тема – интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Именно этот параметр чаще всего попадает в поле зрения на всех тестированиях готовности к школе: уровень мышления и внимания, память и кругозор.
Методика «Домик» Н.И. Гуткиной – задание на копирование сложного образца. Предложите ребенку срисовать картинку с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.
Так мы выявляем умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определяем особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Методика «Последовательность событий» С.Я. Рубинштейн помогает определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Покажите ребенку в произвольном порядке картинки, на которых изображена последовательность событий, и попросите ее восстановить, разместив картинки по порядку и сказав, какое событие было сначала, а какое позже. Затем попросите составить рассказ по этим картинкам.
Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить подробный рассказ, задайте ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит, или недостает словарного запаса для описания происходящего на рисунках.
Возможен случай, когда ребенок разместил картинки в неправильном порядке, но составил хороший, логичный рассказ. Это успешное выполнение задания.
Повторяя задание с новыми картинками, вы поможете ребенку натренироваться или установите точную картину его затруднения.
Определяя готовность ребенка к школе и уровень его интеллектуального развития, важно понимать: дети очень разные. Развитие ребенка может идти неравномерно: какие-то задачи он учится решать раньше других детей, в других моментах, наоборот, отстает.
Однако крайне важно увидеть реальные проблемы и обращаться к специалистам, а работая с проблемами, быть на стороне ребенка, не обвиняя его в лени. Увы, это так часто бывает: родители решают, что ребенок просто ленится, в то время как у его неудач всегда есть причина. Именно ее и нужно выявить, в том числе с помощью специалиста, и понять, в чем можно помочь ребенку, как скомпенсировать эту проблему.
В следующем посте мы поговорим об эмоционально-волевой готовности к школе.
***
На фото: социальный педагог Татьяна Воробьева из центра семейного обучения Детской деревни «Виктория».