Молодым артистам полезно смотреть, как коллеги работают вживую. Но бывает сложно с чего-то начать: как подступиться к этому бесконечному каталогу концертов, премий и телешоу? Предлагаю начать с одного из этих 7 каналов — например, найти на них своих любимых артистов.
Live A Version (Австралия)
Не так часто мы слышим про австралийские проекты, но этот точно стоит вашего внимания. Triple J — радиостанция, вещающая с 1970-х и фокусирующаяся на альтернативной музыке. Они открыли многих местных самородков, среди которых Midnight Oil, Gotye и Hilltop Hoods and the Herd. Также эта станция известная тем, что играла много «запрещённых» песен и продвигала довольно дерзкое гитарное звучание: одними из первых в Австралии они сделали ставку на Nirvana.
Они, вслед за британскими станциями, ещё в начале своей работы стали приглашать группы для выступления в прямом эфире. Сейчас один из ярчайших живых форматов Triple J — проект «Like A Version», в котором артисты исполняют кавера на любиме треки, а также один из собственных треков (чаще всего — главный хит). Играют музыканты в камерном пространстве с интимным освещением, что создаёт ощущение выступления в собственной комнате зрителя.
Помимо местных звёздочек вроде Tash Sultana, Pond, и Vera Blue, на канале вы найдёте и Арло Паркс, и Glass Animals (с кавером на Destiny's Child, неожиданно), и Arctic Monkeys, и HAIM и Childish Gambino.
Я же рекомендую вам начать знакомство с каналом одной из лучших живых групп момента — Confidence Man — сумасшедшего дуэта из Брисбена, который поднимет вам настроение в любой ситуации. Про них у меня точно будет отдельный текст, это настоящий голд.
BBC Music (Великобритания)
Большой архив всего, что связано с музыкой в гигантской сетке холдинга BBC: записи с фестивалей вроде Гластонбери, Рединга и Proms (концерты с оркестром BBC), лучшие моменты премии Mercury Prize (вручается новаторам британской и мировой инди-сцены) и культовой программы Top of the Pops. И, конечно, фрагменты телепередачи «Later… With Jools Holland».
Также здесь вы найдёте студийные выступления из эфиров множества радиостанций BBC — например, одной из наиболее популярных — BBC Radio 2 (это что-то между нашими «Ретро ФМ», «Авто Радио» и «Нового радио»), что поможет быть в курсе островного мейнстрима. Зацените, например, прошлогодний выход 80-летнего Тома Джонса (я его обожаю).
Этот канал стоит половины ютуба: если у вас есть хотя бы 1 любимый музыкант, то даю 90%, что вы найдёте его здесь.
Не могла не выдернуть выступление любимой Ройшин Мёрфи с последнего Гластонбери в качестве иллюстрации. А вообще с недавнего Рединга там уже выложили The 1975 для тех, кто помладше, и Enter Shikari для тех, кто постарше.
BBC Radio 6 Music (Великобритания)
Простите, не могла обойти ЕЩЁ ОДНУ британскую станцию стороной. BBC Radio 6 — это главная инди-радиостанция страны. Там даже с утра можно такой подгруз словить, что закачаешься (радио «Культура» нервно курит в сторонке). Десятилетиями лучшие селекторы продвигали здесь самых интересных и самобытных инди-артистов, в том числе в формате живых выступлений в эфире.
Их канал на YouTube существует около 15 лет, и сначала туда выкладывали разные приколы от ведущих (в Британии радиоведущие до сих пор настоящие звёзды, их знают и уважают миллионы слушателей) и фрагменты эфирных бесед с музыкантами. Я фанатею от таких штук, мне очень нравится подглядывать за тайной жизнью британских инфлюенсеров.
А потом стали появляться и записи выступлений из пространства станции и с фестиваля 6 Music Live Sessions. За 10 лет архива роликов можно проследить, как менялась студия: от типичного радийного посещения с баннерами до фотогеничного кирпичного лофта с тёплыми лампами. Сравните, например, это выступление совсем зелёного Майкла Кивануки (господибоже, надеюсь, фамилия склоняется) 2011 года с выходом Foals в 2019 и IDLES 202-го.
В качестве иллюстрации прикладываю давнишний луп-перформанс SBTRKT с Сампой, уж слишком грувово и интригующе вышло.
Ссылка на канал BBC Radio 6 Music
On Air (Россия)
К сожалению, почивший отечественны проект, созданный студентами режиссёрского факультета академии коммуникаций Wordshop (я, как и вы, только что о ней узнала, но, оказывается, она выпускает крутых спецов, берущих «Каннских львов», работающих в Яндексе и снимающих кино в космосе).
Самый известный участник команды «On Air» — Сергей Мудрик: его пригласили на должность редактора в 2018 году (к этому моменту Сергей уже 7 лет работал в «ВУ»), и он проработал в проекте до прошлого года.
Шоу меняло концепцию от сезона к сезону:
- Музыканты выступают в цветных комнатах, и они очень близко к нам, находятся с нами почти в одном пространстве. Это ощущение создаётся с помощью простого приёма «разрушения четвёртой стены»: мы видим пространство за пределами цветного фона. Тема непосредственного контакта с артистами продолжается в роликах о песнях: каждый лайв сопровождается закулисным роликом с рассказом об исполненной песне. Вот симпатичный «Буерак» из первого сезона.
- Появляется дистанция: музыканты в темноте, с драматичным советом, комментариев больше не дают. Это добавляет каждому артисту эпичности, по-хорошему звёздности. Приложила «свидание» выше. Есть отдельные выпуски-интервю и 2 «Плейлиста дня» — тематические музыкальные подборки с развёрнутыми комментариями самих составителей.
- Заключительный сезон проекта состоялся в 2021-м в традиционном для того года формате «домашнего» лайва. Артисты записывали свои выступлению в собственных жилищах. Последнее видео на канале — от Лютик.
KEXP (США)
Канал ещё одной значимой станции (кажется, придётся делать статью про радио). У KEXP непростая история: начавшись как студенческая инициатива в 70-х, в середине 80-х она обросла серьёзной тусовкой энтузиастов, в том числе — из будущих участников главного гранж-лейбла Sub Pop (а чего ещё вы ожидали от Сиэтла?), и стала транслировать хип-хоп и инди, в 90-х пережила кризис менеджмента и «забастовки» уволенных работников, а в 00-х воспарила к новым высотам, став первой в мире круглосуточной музыкальной радиостанцией, благодаря активному использованию mp3.
Сейчас к ним в студию приходят главные лица мировой гитарной сцены, инди, электроники и альтернативного хип-хопа. Сама студия очень узнаваема: это чёрная комната, обтянутая сеткой с крупными LED-лампочками, меняющими цвет под настроение каждого артиста. На канале вы можете найти выступления протежесс (или как их назвать) Капраноса из Franz Ferdinand, Los Bitchos, передовиков постпанка Fontaines D.C. или индийской соул-чаровницы Raveena. Я же прилагаю сет ещё совсем юной Граймс 10-летней давности, когда и прически были чуднее, и декор студии был совсем домашним.
3voor12 (Нидерланды)
Нидерландский медиахолдинг 3voor12 в числе прочего уже 15 лет развивает свой YouTube-канал: они делятся концертными номерами с локальных фестивалей вроде Pinkpop, Lowlands и собственного Song van het jaar (Песня года). Контент этого канала интересен не только тем, что там есть мегазвёзды типа The Cure, Faith No More и Imagine Dragons, но и возможностью узнать, а чего там слушают в Европе-то, и особенно — в Нидерландах. Листая каталог канала вы встретите много совершенно незнакомых имён с десятками тысяч просмотров — есть что разузнать!
Также у 3voor12, естественно, есть видео с выступлениями артистов в эфире их радиостанции. Традиционно они приглашают небольших независимых артистов, так что это идеальный формат для того, чтобы сравнить среднестатистическую европейскую индюшатину с нашей. Плейлист с гостями за 2021 год вам в руки.
Я же приложу в качестве иллюстрации ностальгичный сет группы Foxygen периода их знакового EP Take The Kids Off Broadway с, наверное, самого эстетского фестиваля старой Европы — Le Guess Who. Открыть выступление в крошечном зале ЗАНАВЕСОМ, но на сцене стоять тупо в чёрном худи — в этом что-то есть.
Besedka Live (Россия)
Закончить подборку хочу самым симпатичными мне видеопроектом на просторах нашей родины — Besedka Live. Все пытаются косить под тот самый Tiny Desk, который я упомянула в начале, но только здесь удалось создать равноценный и самодостаточный аналог. Немузыкальное, но очень уютное культурное пространство адаптировали под живые выступления, дополненные небольшими интервью. Все выпуски снимаются в присутствии слушателей (когда музыканты анонсируют своё участие в программе, они всегда приглашают фанатов на запись), что выделяет её на фоне большинства каналов про студии, упомянутых выше.
Также у этого проекта есть ещё одно отличие — у него есть своё лицо. Ведущая Наташа Mishoo очень тепло и доброжелательно общается с гостями. Это здорово выходит, потому что Наташа дружит почти со всеми, кто оказывается в шоу (дело не в непотизме, а в большом опыте Наташи), и это только усиливает приятность и уютность Besedka Live.
Приглашают преимущественно инструментальные коллективы, играющие около-соул, джаз и хип-хоп, но также встречаются и электро-поп, и инди, и альт-рок.
Я долго не могла добраться до группы Super Collection Orchestra, но после случайного попадания в мои авторекомендации песни «Лето», я отправилась в ютуб за лайвом, и ролик из «беседки» удовлетворил мои чаяния в полной мере. Поделюсь этим светящимся и даже чуть хаотичным видео с вами!
Делитесь своими любимыми каналами в комментариях. Соберём ультимативную подборку лайвов!