Как тут не вспомнить свои впечатления. Проезжая по проспекту Шолохова в Ростове-на-Дону мимо стадиона Ростсельмаш. Мимо выставочного центра, в который упирается 20 линия Пролетарского района города. Можно было, прям на этом повороте, а можно и чуть левее, на главной станции всей железной дороги встретить тепловоз с несколькими вагонами. Но чаще этот состав догонял нас, когда мы ехали в троллейбусе, где-то от Дворца культуры Ростсельмаша и до Старого автовокзала. Подавая сигнал Состав проходил мимо нас. И мы смотрели в окна, устраивая мысленно для себя соревнования. Кто быстрее. Тепловоз или троллейбус.
Гуляя по парку Островского родители всегда предупреждали о возможности встретиться с составом. Ведь вокруг этого парка проходит вся линия Детской Железной дороги. Пересекаешь ее во всех основных точках входа в парк. Качели карусели находились в такой близости, что видно было проходящий состав. Тепловоз желто-вишневого цвета тащил за собой такого же цвета вагоны. А на самом видном месте тепловоза красовалась октябрятская звездочка. Правда размером она была соответсвенным и уже не звездочка, а звезда. Поезд так и назывался Октябренок. Был такой поезд во главе и паровоза и тепловоза.
В последствии состав перекрасили верхнюю часть в светлый цвет. Нижнюю часть вагонов и тепловоза в синий. Пишут, что бегал по этой дороге и паровоз. Но вот тут пришло время для моего честного признания. Паровоза я не видел. И даже ни разу не прокатился по всей этой линии. Зато слушал рассказы товарищей. Особенно тех, которым посчастливилось принимать участие в работе этой дороги. Ведь всю ее деятельность обеспечивали железнодорожники, которые именовались юными. Конечно же под присмотром и руководством старших.
Многие сегодняшние ветераны железной дороги учились и работали на этой детской дороги. Это был их старт в большую жизнь. Когда начинаешь слушать их воспоминания, то каждый обязательно вспомнит добрым словом года проведенные в коллективе ДЖД. Даже те, кто не стал в последствии железнодорожником и те вспоминают с радостью те года и время проведенное в кружках. Когда учили как водить тепловоз. Как обслуживать подвижной состав.
Много сложных периодов пережила Детская дорога. Открыли ее в 1940 году в ноябре месяце 9 числа. А вот закладку торжественно произвели на день железнодорожника 4 августа 1940 года. Значит весь километраж в размере три с половиной километра проложили за три месяца.
Но не долго она радовала ростовчан. После начала Великой Отечественной войны работа железной дороги была остановлена. Дорогу закрыли. Подвижной состав отправили в тыл. За Кавказский хребет. Ростовский мотовоз МУГ-2 какое-то время работал на детской дороге в Тбилиси.
После окончания войны начали восстанавливать Малую Северо-Кавказскую железную дорогу в Ростове-на-Дону. Теперь ее так стали называть. Хотя до этого момента ее звали Малой Ворошиловской. Большой была железная дорога по которой и сегодня бегают все поезда с севера на юг и обратно. СКЖД.
Восстанавливали в несколько этапов. И уже в 1946 году была запущена первая ее часть. Участок длиной около километра. От станции Деповской и до станции имени Кагановича. Со всеми трудностями и многообразием. Но дорога начала действовать.
Затем запустили малое кольцо в мае второго числа 1947 года. Это уже было примерно два километра дороги.
Уже в августе 1948 года первого числа открывают движение по большому железнодорожному кольцу вокруг рощи Балабановской. Кольцо имело протяженность три километра и сто пятьдесят метров. Вместе с малым кольцом общая протяженность дороги составила четыре километра и 450 метра. Вот только во время строительства Дворца Ростсельмаша Детской железной дороге пришлось уменьшиться. Её перенесли за здание Дворца Культуры Ростсельмаш завода. И общая длина всей дороги уменьшилась до 4,09 километра.
Восстановили полностью дорогу к празднованию 32-годовщины Великого Октября. Создали три станции. Станцию имени Кагановича переименовали в станцию Победы. Бывшая Деповская стала Оборонная, впоследствии ей присвоили имя Вити Черевичкина. И третья станция получила имя Солнечная. А уже в мае 1961 года дороге присвоили имя Юрия Гагарина.
Какое-то время дорога не работала от слова вообще. Не ходил по рельсам подвижной состав. Да и как он мог ходить, если рельсы разобрали. В 2018 году началась крупнейшая реконструкция в истории детской дороги.
Сначала планировали запустить движение поездов по дороге к 16 сентября 2022 года. Но вот приходят сообщения, что уже идут обкаточные работы с опережением графика пуска дороги. Паровоз с двумя вагонами начал свой пробный рейс по рельсам.
Всю историю этой дороге не расскажешь за один момент. Цель данного рассказа было желание всколыхнуть в памяти ростовчан все связанные с ней события. Пусть читатели вспомнят все. Поделятся в комментариях своими воспоминаниями. Помогут даже еще больше узнать интересного об этой Детской Железной Дороге.
Что скажете? #удивляться разрешено ?
Реагируя на мои статьи своими комментариями, вы заставляете меня лучше изучать материал и еще качественней писать рассказы. Прошу активно обсуждать тему публикации.
Обязательно нужен лайк! Вам просто отметить мою статью, а мне стимул для создания новых рассказов, новых возможностях вас удивлять. Подписывайтесь на канал. Подписчикам Дзен будет чаще показывать мои рассказы. И больше ничего! Ни рассылок, ни оповещений.