Расстановка – это краткосрочная психотерапия, ориентированная на быстрое достижение результата, на достижение хорошего решения.
Проводится расстановка в групповом и индивидуальном формате. В первом случае работа проводится с использованием группы помощников, заместителей. Во втором случае – один на один с психотерапевтом-расстановщиком.
Кроме того, и групповые и индивидуальные расстановки можно проводить в формате онлайн.
Расстановки очень выгодно отличаются от других видов психотерапии:
- Наглядностью процесса.
- Высокой скоростью позитивных изменений.
- Возможностью контролировать результат.
Если бы меня спросили, с какого направления выгоднее всего начать своё погружение в психотерапию, я бы не задумываясь сказал бы: «Начинайте с расстановок! Учиться расстановкам удобно именно в силу группового характера процесса. Можно прийти в роли заместителя (в большинстве случаев это совершенно бесплатно) к любому из расстановщиков центра «Ольвия» вечером в 19:00 и посмотреть, как он работает с запросами своих клиентов. У каждого расстановщика уже через год практики свои фишки, свои приёмы».
***
Но как и любая другая психотерапия, расстановки требуют от участников выполнений простых правил безопасности.
О каких досадных ситуациях мне рассказывали?
1. Человек увидел в расстановке страшную военную историю массовой гибели людей и ему после этого стало плохо. Ушел домой в расстроенных чувствах.
2. Человек постоял в расстановке в роли абортированного ребенка, накатила недетская тоска, потом долго не отпускало.
3. Человек участвовал в расстановке, где все заместители легли на пол, и на этом всё закончилось. Ушел с расстановки в сильнейшем недоумении, в тяжелых чувствах.
4. Человеку с самого начала появления в расстановочной группе стало нехорошо. Или с каждой расстановкой становилось всё хуже и хуже. По неизвестным причинам.
На самом деле всё это является следствием нескольких распространенных ошибок:
1. Клиент услышал оценочную фразу о себе или своей семье из уст заместителя и почувствовал себя оскорбленным.
2. Расстановщик или заместитель согласился работать с темой клиента, будучи не в ресурсе.
3. Заместитель долго терпел невыносимые переживания из роли.
4. Эмоциональный материал клиента в ходе расстановки был распакован, извлечен из бессознательного на всеобщее обозрение, но дальше этого дело не пошло, материал не обработали, не отреагировали, не трансформировали, не интегрировали, он остался висеть в воздухе.
5. Клиент не был готов к самостоятельной работе над своим материалом из взрослой позиции. Он ждёт от группы поддержки и психологический поглаживаний как ребенок от мамы. Ему настойчиво предлагают продолжить работу, а он «отфутболивает» любые идеи, направленные на изменение. От такого «отфутболивания» устают все участники.
6. История клиента совпала с белым (слепым) пятном терапевта. В этом случае процесс с огромным трудом поддается управлению или не поддается совсем. Усилия почти не приводят к результату. Тяжело всем.
7. Тема расстановки клиента вошла в резонанс с темой заместителя. Работали с темой абортов матери, а у самого заместителя в роду большое количество абортов. Резонансы резко усиливают эмоциональные состояния всех вовлеченных.
8. Наблюдатели отвлекаются от процесса расстановки. Заместители вместо исполнения своей роли занимаются исполнением роли расстановщика. Советуют клиенту, что ему делать, куда пойти, как себя вести и т.д.
Это только некоторые факторы, которые способны самым серьезным образом повлиять на процесс расстановки и на самочувствие участников.
***
Что же делать, чтобы такого не случалось?
Ответ простой. Соблюдать простые правила техники безопасности.
Правило 1. Заместителям и наблюдателям нельзя оценивать клиента и его семью. Оценочные, оскорбительные, унизительные высказывания и реплики, как и любые телесные прикосновения без разрешения - категорически недопустимы. На это есть правило СТОП. Его может применить расстановщик и сам клиент.
«Дорогие заместители, будьте добры описать свою роль только в терминах телесных ощущений, глаголов действия, и направления вектора внимания или движения. Говорите о себе, а не о другом персонаже расстановки».
Если заместитель или участник расстановки не может удержаться от нарушений, его заменяют или просят покинуть комнату.
***
Правило 2. И заместители и сам расстановщик обязаны внимательно отслеживать своё самочувствие и не соглашаться на работу, не будучи в ресурсе. Ответственность здесь 50/50. Участники должны отслеживать своё самочувствие и сообщать об этом ведущему, ведущий должен своевременно оказать необходимую помощь. В частности, если вы устали, не соглашайтесь на очередную роль в расстановке. Никто никогда вас не упрекнёт. Вы нужны отечеству живым и здоровым.
***
Правило 3. Заместителям не нужно терпеть «запредельно интенсивные» ощущения в роли. Надо просто предупредить клиента и расстановщика о том, что в этой роли очень тяжелые ощущения и выйти из роли. Это выглядит, как будто вы сняли с себя шубу роли и оставили её висеть на вешалке, а сами отошли на шаг в сторону. В этот момент интенсивность телесных и эмоциональных переживаний тут же снижается до умеренных. Терпеть боль не надо.
***
Правило 4. Всё, что в ходе расстановки было извлечено из бессознательного клиента и его семейной или организационной системы, проявилось не просто так. Всё это буквально требует обработки: признания фактов, уважения чувств, разделения контекстов, трансформации образов, интеграции в новом виде в психику клиента. Если по каким-то причинам, эмоциональный материал клиента не был обработан, то он остается висеть в воздухе как туча. Некоторые свидетели подобного феномена говорят в таких случаях – «поле тяжелое, хоть топор вешай». Оставлять распакованное, не обрабатывая, опасно. Этот эмоциональный заряд, как шаровая молния, может найти себе любого человека в группе в качестве громоотвода или контейнера. И это крайне некомфортно. Бывает, что страдает от этого вся группа. Поэтому, что успели – обработали, а что не успели – «припарковали». «Припарковать» – это значить признать важность выявленного материала и чётко сказать: «Сегодня я с этим поработать не успеваю, сегодня сил на это ни у клиента, ни у группы уже нет, поэтому мы переносим эту работу на другое конкретное время в будущем и делаем это с уважением к выявленному и к системе клиента в целом.
Правило 5. Если клиент по каким-то причинам не находится во взрослой позиции, и вместо серьезной психохирургии готов лишь принимать эмоциональную поддержку и психологические поглаживания группы и расстановщика, нужно это с ним обсудить и предложить другие виды работы, которые для него уместны, и ему посильны. Вместо расстановки это может быть поддерживающая психотерапия, телесные практики, беседа, отреагирование эмоций, ресурсные трансы и т.д. Заставлять клиента делать работу, к которой он в данный момент не способен, это изощренное насилие. Не надо насилия. Предлагайте то, что для клиента уместно. Иногда полезно предложить совершенно другой формат работы – один на один.
***
Правило 6. В ходе обучения расстановщиков учат замечать ситуации попадания в своё «белое пятно», в свою «слепую (непроработанную) зону». На самом деле для расстановщика эти ситуации – просто кладезь новых открытий и новой мудрости о себе и мире. Они чрезвычайно поучительные и развивающие. Но в тот момент, когда ты попадаешь в своё «слепое пятно» в ходе работы с клиентом, это может быть очень некомфортно. Ощущения такие, что ты выпал из процесса, хлопаешь глазами, ничего не соображаешь, и точно не рулишь происходящих вокруг тебя. Не самая простая ситуация. Клиент стоит рядом и ждёт от тебя конкретных чётких действий, а ты не можешь ему это предложить. Ты в эти моменты ситуацией не управляешь. Ты находишься в такой же яме травмы, как и сам клиент.
Что делать в такие моменты? Остановиться. Объявить перерыв. И сказать клиенту: «На сегодня эта твоя тема мне не даётся. Попадаю в свою собственную травму. Варианты есть такие. Давай поменяем тему и, надеюсь, с другой темой нам удастся поработать эффективно. Или давай перенесем работу с этой темой на некоторое время. Или, если время поджимает, я направлю тебя к своему коллеге-расстановщику. Мне нужно время для проработки своей ситуации на эту тему».
***
Правило 7. Если тема заместителя вошла в резонанс с темой клиента, это вызывает резкое усиление эмоционального напряжения в группе. Вместо того, чтобы работать с темой клиента приходится иметь дело с особым эмоциональным состоянием заместителя. Решением данной ситуации является замена заместителя, а также предложение заместителю в ближайшее время прийти на расстановку и проработать данную тему в роли клиента.
***
Правило 8. Функция заместителя очень простая – извлечь из заместительского восприятия информацию о ситуации клиента и тактично сообщить её, передать клиенту и расстановщику. Заместитель не имеет права учить клиента жизни, раздавать ему советы, терапировать клиента. Клиент ему такого поручения не давал. Это задача терапевта-расстановщика. Любой выход заместителя из предписанной роли пресекается ведущим. Делается это вежливо и тактично, но настойчиво. Вплоть до замены заместителя.
***
Надеюсь я немного расширил ваши представления о мерах безопасности при проведении расстановок.
Буду признателен за ваши комментарии и вопросы по поводу тех ситуаций, с которыми вы сами сталкивались в своей расстановочной работе. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.
***
Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880
#расстановка #саморазвитие #психология #расстановкикарпенков #семейнаярасстановка #ольвияцентр #онлайнпсихолог #онлайнконсультации #онлайнобучение #онлайнкурс