Несколько недель назад наш маркетолог побывал в Армении и Грузии, где в перерывах между поеданием ламаджо и хинкали, успел даже увидеть пару достопримечательностей этих стран. В основном, конечно, это были хачапури и шашлыки. И пока он ждал новую порцию еды, успел обратить внимание рестораны и кафе и их автоматизацию. О чем мы и попросили его рассказать.
Сразу скажу – я был (всего!) где-то в трех десятках заведений и не претендую на истину в последней инстанции. Но некоторые вещи повторялись из раза в раз, снова и снова. Совпадение? Нет, тренды!
✅ Сразу хочу выразить респект HoReCa Екатеринбурга и многих городов России. По качеству сервиса, обученности официантов, скорости (особенно – скорости) мы впереди планеты всей (если бы на планете было три страны).
Когда мы пожаловались армянину, что нас долго обслуживают в ресторане, он усмехнулся и сказал: «Вы еще в Грузии не были». Когда мы выкатили подобную жалобу грузину, он усмехнулся и сказал…ну вы поняли. В общем, эта схватка была легендарной – кто медленнее принесет меню, примет заказ и принесет счет.
И вы, наверное, скажете, что мы просто не привыкли ждать. Но в паре мест нам несли блюда минут 30-40, в Батуми мы просто 30 минут сидели за накрытым столом (а когда ушли, официант очень удивился), а в одном ресторане, после часа ожидания, развели руками со словами «Кухня перегружена». Но 12% за обслуживание, конечно, в счет включить не забыли.
✅ С другой стороны, в Грузии это окупается довольно низкими ценами на еду. У меня есть друг, грузин, он каждый раз просит рассказать, сколько стоит хинкали в ресторанах Екатеринбурга. Слышит цифру в 80-100 рублей и говорит, что наркотики не самая прибыльная сфера. В среднем мы отдавали за хинкали от 40 рублей в туристических местах до 8 рублей в 50 километрах от Тбилиси. Хачапури – по 250 рублей, лобио, за которое в России с вас попросят больше 230 рублей, в паре мест подавали за 50. И все это вкусно и выглядит внушительно. Но тут мы Америки (как и Грузии с Арменией не откроем) – в России давно идет соревнование за звание «Продай грамм подороже». Пабло Эскобар одобряет...то есть одобрял.
Правда, в Ереване цены уже очень приблизились к ценам в Екатеринбурге, а учитывая сервисный сбор в 10-15% (плюс в паре мест с нас брали немного денег за упаковку еды с собой), у наших ребят есть повод покивать головой "Не, ну вы видели, вы видели?". И накинуть соточку-другую.
✅ Вернемся к сервису. В красную книгу грузинских и армянских ресторанов занесены хостесс. В паре мест они есть (например, в Ереване, на Абовяна 12 юноша бледный со взором горящим помог нам найти столик и по рации отправил к нам официанта), но в большинстве заведений – вы сами по себе и действуете по методу Гая Юлия Ц: пришли – увидели – сели. Не увидели – не сели.
✅ Что по решениям и оборудованию? Терминал, обычно, тоже один на весь ресторан и в какой-то момент официанты стоят в очереди, листая блокнотики с заказом. Сюда бы iikoWaiter, глядишь, и скорость подачи была бы быстрее. В одном ресторане была кнопка вызова официанта, системы лояльности или даже просто электронные карты не видели нигде. Как и электронное меню, кстати. Электронные чаевые? Ну вы поняли.
В общем, с точки зрения сервиса и скорости работы рестораны Екатеринбурга ушли далеко вперед. С другой стороны, грузины и армяне почти не парятся за внешний вид и интерьер - чистенько и ладно, просто делая еду. В большинстве случаев относительно дешевую и вкусную. А автоматизация? Разве гость не подождет вкусную еду?