Найти тему
Киберпоп ТВ

Бог — Отец или Бог — Справедливый судья?

  • «Слушая лекции православных богословов и священников, я заметил, что когда они говорят о том, кто же такой Бог, то их высказывания могут весьма отличаться. Одни говорят, что Бог — Справедливый судья, что Он гневается, наказывает, раздает каждому по заслугам. Другие говорят, что Бог — Отец, что Бог — Любовь, Он не гневается, никого не наказывает, показывает, что каждый наказывает сам себя, когда поступает вопреки заповедям. Если Бог — Справедливость, тогда как понять, что Христос добровольно пошел на жуткие истязания и смерть за все грехи человечества? По-моему, это огромнейшая несправедливость. Если Бог — Любовь, тогда как понять Всемирный потоп или уничтожение Содома и Гоморры? Кто же Бог — Любовь или справедливость? Возможно ли, что Он — и то, и другое? Если да, тогда непонятно, как могут сосуществовать вместе любовь и справедливость, ведь любовь и справедливость противоречат друг другу? Или все дело в том, что Бога нельзя определить?»

Всё дело в том, что всё открытое о Боге применимо только к нашему образу мышления, т. е. открыто в той степени, в какой может охватить человеческий разум. Если это так, тогда можно сказать, что правы и те, и другие. Еще можно сказать, что не правы ни те, ни другие. Ведь если Бога нельзя определить в полноте, то тогда будет неверным утверждать что-то одно. Спаси Бог!

Да, «Бога нельзя определить». Само понятие «определить» — значит «положить предел», оградить. Бога нельзя определить в полноте, невозможно.

Методологических подходов два: апофатический (через отрицание) и катафатический (через утверждение). Например, мы можем говорить о том, что Бог есть Свет, т.е. мы что-то утверждаем. Но мы можем сказать, что Бог не есть тьма, это уже апофатический подход, здесь утверждение через отрицание. И то, и другое правильно. И оно не тождественно, обратите внимание!

Лампочки светят, и в комнате есть свет. Означает ли это, что поток фотонов и есть некое божество? Вовсе не означает. Поэтому, когда мы говорим, что Бог есть Свет, то мы имеем в виду, на самом деле, что Бог — это не тьма. И когда мы говорим, что Бог не есть тьма, удивительным образом, это более точное определение Бога.

Почему определить Его в совершенстве невозможно? Потому что когда мы что-то определяем, то берем более простые понятия и с их помощью описываем предмет. Ну, например, что такое семья? Семья — это союз мужчины и женщины, скажем так. Более простые понятия — мужчина, женщина, а вместе они — семья.

А когда мы доходим до самых простых вещей, которые уже не раскладываются на составные части, как быть с ними? Например, что мы можем сказать про любовь? Это самая простая вещь. Разделить ее на более простые вещи нельзя, о ней можно только рассказать с помощью более сложных вещей. И поэтому начинается описание любви, что любовь — это когда переживаешь за человека, страдаешь по нему, когда ты хочешь быть с ним. Зайдите в любую библиотеку — огромное количество книг о любви! Это всё попытки объяснить, рассказать, что такое любовь. И находятся люди, которые говорят: «Да ладно, любовь — это выдумки, нет ее, не существует». Потому что любовь — это простейшая вещь, элементарнейшая, ее невозможно на более простые вещи разложить.

И Бог — это тоже простое понятие. Бог прост. Он максимально прост. Его невозможно разделить, так сказать, на более простые части и с их помощью дать определение Бога. Поэтому нам приходится о Боге говорить более сложными категориями, чем Он Сам. Получается, что мы говорим, что Бог есть Любовь, но при этом Он и справедлив, но при этом Он и судья, но при этом Он и милосерд. Но при этом Он и то, и то... Написаны целые тома богословия — это попытки описать Бога с помощью более сложных понятий, потому что более простых не существует.

Вот мы так и топчемся вокруг Бога в попытках своим человеческим разумом как-то Его описать, но это очень сложно, невозможно. Поэтому есть и катафатический, и апофатический подходы. Утверждения, что Бог есть Любовь, что Бог милосерд — это все катафатические утверждения.

Бога нельзя определить. Невозможно положить Ему предел, Он безграничный, беспредельный, неопределяемый. Поэтому кто-то говорит, что Бог — судья, что Он Справедливый судья. А кто-то говорит, что Бог — Отец и Любовь, прощает всё и всем. И те правы, и те правы, все по-своему правы.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.