Работая с коллективами, состоящими в основном из молодых людей, я часто видела проявления этих эмоций. Почему именно молодых? Нет, как ни странно это не потому что они глупее или неопытнее, на самом деле они более открыто и честно выражают свои реакции.
Ну, например, такой кейс:
Анна и Николай – два руководителя проектов. Анна – продажник, прекрасно умеет демонстрировать продукт, располагать клиента к себе, проявлять внимание. Клиенты ее обожают. Ведет проект по обновлению «витрины продаж». Николай ведет проект по логистике. Точный, грамотный. Прекрасно работает с партнерами – логистическими компаниями, аккуратен. Ведет проект по оптимизации логистических издержек. Два проекта друг без друга никак. Но:
- Аня: я не могу работать с Николаем, он постоянно ко мне придирается, я срываюсь, невозможно в таком режиме трезво думать.
- Руководитель: Николай, как бы ты хотел видеть конструктивное взаимодействие с Анной?
- Николай: Да как с ней можно конструктивно работать? Постоянно по телефону болтает, орет, ржет, как кобыла, и ходит на своих каблуках, как кобыла. Просто непонятно, как ее вообще кто-то терпит.
- Руководитель: Анна, а как бы ты хотела видеть конструктивное взаимодействие с Николаем?
- Анна: Чтобы он вообще ко мне не обращался, видеть его не могу. Лезет со своими предложениями, ничего в деле не понимает. Можно его от меня убрать?
Фиаско компании, фиаско людей. Руководитель пытается долго «мирить», давайте сядем и поговорим, а как нам наладить конструктив и прочее. В результате одно или два увольнения, сдвинутые сроки проектов, денежные потери и война команд.
И все более и более раскручивающаяся спираль ненависти и трусости (действий исподтишка), переходящих в злорадство: «А как мы их на том совещании сделали, выглядели они полными идиотами», «а мы их направили получать все согласования, пока получали все сроки пропустили, получат от начальства».
Все это перенаправляет энергию, талант, командность с решения проектных задач, на задачу уничтожения противника. Противника, которого в объективном мире в принципе не существует. И что с этим делать?
Мне лично тоже хорошо знакомо чувство ненависти, яркое желание добиться своего любой ценой, доказать что-то. Да и остальные тоже. Ревность и зависть – они умнее, красивее, наглее и т.д. меня, их заметят, а меня нет. Да и трусость тоже. А если я сделаю так, не выйдет ли мне боком, может как-то потихоньку, не самой?
Откуда это все? И что с этим делать? После бессонной ночи с котом, кофе, интернетом и разговором с собой по душам, воспоминаниями бурной молодости проектного менеджера, я все же решилась удержать обоих «крикунов» и найти какое-нибудь приемлемое решение.
Для этого задала себе 2 вопроса:
- Что они пытаются у меня «выкричать»? Свою особенность, уникальность, мое внимание. Возможность для роста, ресурсов и поддержки. И здесь я вспоминаю прекрасный инструмент, который меня много раз выручал в таких ситуациях Гарри Чепмен «5 языков любви». Что они пробуют «выкричать» друг у друга – сильные стороны, которые у другого проседают. Там, где чувствуют себя неуверенно, там где страшно – то есть нет знаний, навыков и умения. А там, где неуверенно, стоит страх быть униженным, причем публично.
- А почему кричат, а не разговаривают? А просто не знают, как по-другому. И здесь то, что в целом позволили и мне построить карьеру управленца. Методология DISC (Доминирование – Влияние – Постоянство – Соответствие). Теории Уильяма Марстона лет 100, но она до сих пор актуальна.
В итоге – несколько совместных встреч, где проводили границы.
• Что я как руководитель вижу сильно и ценного. Это разное, нет соперничества, так как я ценю не одно и тоже. Нет схожести, убираем неконструктивное соперничество
• Новый стиль коммуникаций на основе знания DISC (как оптимально общаться I и C)
• Каждый получает бонус за помощь другому.
• Подкрепление через важные компоненты 5 языков.