Найти тему

ВОПРОСЫ ИНДРЫ

Ответы Готамы (автора Победоносного метода само-освобождения от печали) на вопросы Шакры (Индры - Бога богов, Верховного божества ведической традиции).

Источник: Палийский канон, Дигха Никая (Собрание длинных поучений) лекция 21.

Редакция Александра Санкина.

Индра: «Почему все существа: боги, люди, полубоги, ангелы, демоны, духи - обитатели всех миров мироздания - от небесных царств до адских уделов, понимая, что хорошо жить без вражды, ненависти, понимая, что хорошо жить в любви и дружбе, всё-таки живут во вражде, ненависти, распрях?» – спросил Бог богов Индра принца - отшельника Готаму.

«Из-за жадности и зависти в существах вспыхивают злость и возникают распри», — отвечал Готама.

«А жадность, зависть, злость», — продолжил Индра: «Из-за чего возникают они?»

Готама: «Страстное влечение к приятному и страстное отвращение от неприятного – вот что порождает алчность, зависть, злость.

Алчность, жажда, жадность, привязанность - это стремление к существованию - сильное желание "хочу, чтобы это было" - в отношении приятного чувства, то есть, счастья. Раздражение, гнев, злость, страх - это стремление к несуществованию, сильное желание "хочу, чтобы это перестало быть" - в отношении неприятного чувства, то есть печали».

Индра: «Что же является причиной разделения вещей на приятные и неприятные?»

Готама: «Объективное существование приятного (счастья) и неприятного (печали)».

Индра: «Какова, в таком случае, причина появления жажды "хочу, чтобы было так", то есть, стремления к существованию и злости "хочу, чтобы это перестало быть таким"- стремлению к несуществованию?»

Готама: «Неправильное восприятие является причиной этих стремлений к существованию и к несуществованию».

Индра: «И какова причина неправильного восприятия?»

Готама: «Эмоции, то есть захваченность чувствами является причиной неправильного восприятия».

Индра: «Как же, о Блаженный, должен поступать тот, кто хочет освободиться от этой подневольности, от захваченности эмоциями?»

Готама: «Приятное чувство (счастье) бывает двух видов, о Предводитель богов. Существует приятное чувство (счастье), ведущее к увеличению благих качеств и ведущее к увеличению неблагих качеств. Неприятное чувство (печаль) тоже бывает двух видов. Нейтральное чувство (невозмутимость) тоже бывает тех же двух видов.

Поэтому мудрый избирает счастье, печаль или невозмутимость того вида, который ведёт к увеличению благих качеств. И, при этом, мудрые отвергают счастье, печаль или невозмутимость, ведущие к увеличению неблагих качеств».

Индра: «Как же должен поступать тот, кто стремится к увеличению благих качеств, и избегает увеличения неблагих качеств?»

Готама: «Поступки тела, речи и ума также бывают двух видов: ведущие к увеличению благих качеств и поступки, которые увеличивают неблагие качества. Тот, кто следует Методу Готамы (то есть Благородному Восьмеричному Пути или Дхамме), избирает поведение, речь и памятование, увеличивающие благие качества, отвергая неблагие качества.

Это же относится к сознанию шести органов чувств– есть осознание образов, осознание звуков, осознание тактильных ощущений, осознание запахов, осознание вкусов и осознание мыслей, которые ведут к благому, им и необходимо следовать, их следует культивировать. Если же познано, что они ведут к неблагому, то не следует следовать за ними, их следует отбросить».

Индра: «Я благодарю тебя, Блаженный! Теперь моя запутанность прошла.

Следуют ли все брахманы (духовные наставники, учители, тренеры личностного роста) такому же пониманию? Все ли они освобождаются от пут стремления к приятному и отвращения от неприятного?»

Готама: «Нет, Индра, не все отшельники и брахманы (духовные учители и тренеры личностного роста) следуют такому пониманию. Многие из них, находя что-то привычным или убедительным, или удобным для них тем или иным образом, испытывая приятность от этого, пребывают захваченными в путах той или иной идеи, того или иного опыта, тех или иных предписаний. Лишь те наставники, которые преодолели алчность и зависть, освобождаются от пут неведения и злости».

#методготамы #самопреобразование #медитация