Задаются в США таким непростым вопросом, ведь хочется им и санкций побольше против России ввести и при этом не сильно самим пострадать.
Как рассуждают на американском энергетическом портале, еще в начале марта президент Байден подписал указ о запрете импорта в Соединенные Штаты российской нефти, сжиженного природного газа и угля. Хотя этот запрет вместе с санкциями ЕС обвиняют в стремительном росте мировых цен на энергоносители [что и есть основная причина взлёта цен на нефть, будем откровенны - прим. Об этом не говорят], НПЗ США не сильно от него страдают, поскольку Россия поставляет всего 3% нефти в США от общего объёма импорт сырой нефти.
Однако аналитики поспешили указать, что в этом списке не было одного примечательного предмета экспорта: урана. Соединенные штаты гораздо больше зависит от российского урана, и в 2021 году страна импортировала из России около 14 процентов потребляемого урана и 28 процентов всех услуг по обогащению, в то время как на Европейский союз приходится 20 процентов и 26 процентов соответственно. Россия обладает одними из крупнейших в мире запасов урана, которые оцениваются в 486 000 тонн, что эквивалентно 8 процентам мировых залежей.
Многие эксперты, однако, утверждают, что о запрете российского урана легче сказать, чем сделать, благодаря статусу России как ведущего в мире поставщика услуг по обогащению урана, на долю которого приходится почти половина мировых мощностей, и это то, что нелегко заменить [практически нереально, будем откровенны - прим. Об этом не говорят].
Соединенные штаты в настоящее время имеют только один действующий завод по обогащению, которым управляют владельцы из Великобритании, Нидерландов и Германии, и который может покрывать менее трети внутренних потребностей США. Кроме того, в настоящее время страна не планирует развивать обогатительные мощности, чтобы полностью закрыть свои потребности.
Напротив, ядерная корпорация Китая работает над удвоением своих мощностей, чтобы удовлетворить потребности быстрорастущего парка гражданских ядерных реакторов Китая, так что к 2030 году Китай планирует стать обладателем почти трети мировых мощностей по обогащению.
Так чем же занимают Штаты на этом направлении?
В настоящее время торий позиционируется как «большая зеленая надежда» для производства чистой энергии, так как от него меньше отходов и больше энергии, чем от урана.
Министерство энергетики США (DOE), Центр ядерной инженерии и науки в Техасе A&M и Национальная лаборатория Айдахо (INL) сотрудничают с чикагской компанией Clean Core Thorium Energy (CCTE) для разработки нового ядерного топлива на основе тория. по прозвищу ANEEL. ANEEL (Advanced Nuclear Energy for Enriched Life) представляет собой запатентованную комбинацию тория и «высокопробного низкообогащенного уранового топлива» (HALEU).
Главное отличие этого топлива от того топлива, которое используется в настоящее время, заключается в уровне обогащения урана. Вместо урана-235 с обогащением до 5% для реакторов нового поколения требуется топливо с обогащением до 20%. В прошлом году Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США удовлетворила запрос Centrus Energy на производство HALEU на своем обогатительном предприятии в Пикетоне, штат Огайо.
Возможно новое ториевое топливо станет реальностью, но это далеко не факт. Возможность его массового использования в коммерческих целях пока не доказана. Ториевые MSR (реакторы на расплавленной соли) разрабатываются с 1960-х годов в США, Китае, России и Франция, но ничего особенного из этого не вышло.
Радиолог Питер Карамоскос из Международная кампания за запрещение ядерного оружия (ICAN) посоветовал миру не сильно надеяться на новое топливо:
«Все без исключения [ториевые реакторы] никогда не были коммерчески жизнеспособными, и ни один из предполагаемых новых проектов даже отдаленно не кажется жизнеспособным. Как и все производства ядерной энергии, они зависят от обширных субсидий налогоплательщиков; единственная разница в том, что у ториевых и других реакторов-размножителей они на порядок больше, поэтому ни одно правительство никогда не продолжало их финансирование».
В последнем абзаце не скрываясь в полную мощь слышен интерес представителей "возобновляемой энергетики" в виде проектировщиков и строителей солнечной генерации и ветровой, которые ну очень не хотят, чтобы на их кусок бюджетного пирога кто-то ещё претендовал.
Если подвести итог, то получим: США сами от российского ядерного топлива и от услуг по его обогащению не откажутся. Новые мощности у себя они не строят и строить не планируют, но что-то там мутят и проектируют, жизнеспособность чего не доказана. Как минимум на "короткой дистанции". Любопытный набор.