Найти тему
Дракон старой гвардии

Рождение жертвы: «Красота по-американски­»

Обычно, когда анализируют этот фильм, берут жизнь главного героя. Но его жена Кэролин не менее интересна.

Фильм 1999 года, и в России тогда еще не было соцсетей, а с ними и психологических трендов на поиски виноватых и на обвинение других в своих несчастьях.
Это позже массово появятся психологи, которые, нарушая все этические и профессиональные нормы, будут диагностировать не самого человека, а его близких (которые к психологу не обращались даже) и внушать своим клиентам, что их близкие – тираны и деспоты. А они (клиенты) – жертвы.

Почему Кэролин считает себя жертвой Лестера? Она ведь все делает, как хочет, и ее никто не ущемляет.

Конфликт Лестера и Кэролин в том, что она хочет жить «как положено­», а его несколько освежает влюбленность и он начинает беситься от любой неискренности.

Само по себе стремление Кэролин к красивой, одобряемой, правильной в чужих глазах жизни я лично не считаю плохим. Хорошо устроенная неискренность гораздо лучше искренней лени и депрессии. Примерно как фальшивая улыбка лучше искреннего хамства.

Посмотрите, как живет Кэролин: встает раньше мужа, чтобы навести красоту и поухаживать за садом перед работой. Потом работает ровно столько же, сколько и ее муж, а потом еще готовит ужин. У них очень уютный дом, Кэролин отлично выглядит, у нее красивое увлечение (сад), и еще она успевает интересоваться отношениями дочери и мужа!

Да, та самая поездка на баскетбольный матч, где Лестер встречает Анджелу, это идея Кэролин. Скажете, что она не вложила достаточно души и интересовалась дочерью поверхностно, для галочки? Ну хоть так. Все равно отношения в семье не были ей безразличны!

В общем, не каждый 40-летний человек похвастается таким уровнем жизненной энергии, как у нее. Сам Лестер в начале фильма настолько вял, что даже считает себя уже мертвым.

У Кэролин все начинает рушиться, когда она связывается с Бадди (королем недвижимости).

-2

Ее притягивает его энергия и успешность, чего нет в Лестере. Но после сцены в фастфуде Бадди ее бросает, причем достаточно брезгливо. Он не хочет проблем, ему противно от того, что она оказывается проблемной, с разводом на горизонте (развод в США дорогое, часто разорительное дело). А еще ему нравилось иметь небольшую связь с успешной женщиной; а какая ж она успешная, если оказывается, что ее муж гамбургеры подает? Мир риелторов и мир фастфуда – два разных мира, они не должны пересекаться.

Он не просто бросил Кэролин, а бросил ее унизительно. Сцена у окошка фастфуда очаровательна не тем, что произошла анекдотическая встреча обманутого мужа, плохой жены и соперника. Кэролин стыдно не за то, что ее уличили, а за то, кем стал ее муж. И больно от того, что "соперникам" на нее плевать, обоим.

-3

Именно поэтому она кричит в машине, от стыда и унижения.

И чуть позже приходит спасение! Накачавшись психологических аутотренингов, она решает, что она жертва, а ее муж – абьюзер.

Хотя кто может быть дальше от абьюза, чем Лестер? Он тишайший, мягчайший человек. Даже его бунт – тих и безвреден. А до этого годами Кэролин жила с ним, не встречая не то что абьюза, а малейшего проявления твердости.

Таких мужиков всегда видно: они скорее швырнут тарелку в стену или себе руку разобьют, чем кого-то ударят, даже в состоянии полного аффекта.

В Лестере вообще нет ни агрессии, ни ревности. Нисколько…

-4

Это даже косвенно становится причиной его смерти, точнее, одной из причин. Первый вопрос, который задает ему полковник Фитц, это «Где ваша жена­». Полковник до последнего не хочет, чтобы подтвердилась его догадка. Он надеется: может, жена на месте, может, ему все это показалось, а Лестер приличный семьянин? Но Лестер совершенно спокойно говорит чужому человеку, что жена с другим, а его брак – фикция. Ему все равно. он не испытывает гнева от этого и не стыдится этого.

И эти слова, как маленькая гирька, склоняют стрелку весов, и его судьба уже решена.

Как с таким мужем можно начать считать себя жертвой? Жертвой чего? Когда и где он ее ущемил? Может, слишком много свободы дал, а потенциальным жертвам и свободы много давать нельзя – тоже обвинят?

Это типичная жертва: у нее ты виноват уж тем, что хочется ей кушать.

В неудачах на работе Кэролин видит, что другие не виноваты. Хоть и орет бессильно, но хотя бы никого не обвиняет. А в личных отношениях у нее отключается мышление.

Кстати, а почему она едет из тира с пистолетом – разве в тир ездят со своим оружием?

-5

Неужели действительно планировала убить, а перед этим прочесть гневную обвинительную речь, которая начинается словами «Я отказываюсь быть жертвой­»?

Перевоспитывать покойника – это так по-жертвенному.

Почитать еще: