Обычно, когда анализируют этот фильм, берут жизнь главного героя. Но его жена Кэролин не менее интересна.
Фильм 1999 года, и в России тогда еще не было соцсетей, а с ними и психологических трендов на поиски виноватых и на обвинение других в своих несчастьях.
Это позже массово появятся психологи, которые, нарушая все этические и профессиональные нормы, будут диагностировать не самого человека, а его близких (которые к психологу не обращались даже) и внушать своим клиентам, что их близкие – тираны и деспоты. А они (клиенты) – жертвы.
Почему Кэролин считает себя жертвой Лестера? Она ведь все делает, как хочет, и ее никто не ущемляет.
Конфликт Лестера и Кэролин в том, что она хочет жить «как положено», а его несколько освежает влюбленность и он начинает беситься от любой неискренности.
Само по себе стремление Кэролин к красивой, одобряемой, правильной в чужих глазах жизни я лично не считаю плохим. Хорошо устроенная неискренность гораздо лучше искренней лени и депрессии. Примерно как фальшивая улыбка лучше искреннего хамства.
Посмотрите, как живет Кэролин: встает раньше мужа, чтобы навести красоту и поухаживать за садом перед работой. Потом работает ровно столько же, сколько и ее муж, а потом еще готовит ужин. У них очень уютный дом, Кэролин отлично выглядит, у нее красивое увлечение (сад), и еще она успевает интересоваться отношениями дочери и мужа!
Да, та самая поездка на баскетбольный матч, где Лестер встречает Анджелу, это идея Кэролин. Скажете, что она не вложила достаточно души и интересовалась дочерью поверхностно, для галочки? Ну хоть так. Все равно отношения в семье не были ей безразличны!
В общем, не каждый 40-летний человек похвастается таким уровнем жизненной энергии, как у нее. Сам Лестер в начале фильма настолько вял, что даже считает себя уже мертвым.
У Кэролин все начинает рушиться, когда она связывается с Бадди (королем недвижимости).
Ее притягивает его энергия и успешность, чего нет в Лестере. Но после сцены в фастфуде Бадди ее бросает, причем достаточно брезгливо. Он не хочет проблем, ему противно от того, что она оказывается проблемной, с разводом на горизонте (развод в США дорогое, часто разорительное дело). А еще ему нравилось иметь небольшую связь с успешной женщиной; а какая ж она успешная, если оказывается, что ее муж гамбургеры подает? Мир риелторов и мир фастфуда – два разных мира, они не должны пересекаться.
Он не просто бросил Кэролин, а бросил ее унизительно. Сцена у окошка фастфуда очаровательна не тем, что произошла анекдотическая встреча обманутого мужа, плохой жены и соперника. Кэролин стыдно не за то, что ее уличили, а за то, кем стал ее муж. И больно от того, что "соперникам" на нее плевать, обоим.
Именно поэтому она кричит в машине, от стыда и унижения.
И чуть позже приходит спасение! Накачавшись психологических аутотренингов, она решает, что она жертва, а ее муж – абьюзер.
Хотя кто может быть дальше от абьюза, чем Лестер? Он тишайший, мягчайший человек. Даже его бунт – тих и безвреден. А до этого годами Кэролин жила с ним, не встречая не то что абьюза, а малейшего проявления твердости.
Таких мужиков всегда видно: они скорее швырнут тарелку в стену или себе руку разобьют, чем кого-то ударят, даже в состоянии полного аффекта.
В Лестере вообще нет ни агрессии, ни ревности. Нисколько…
Это даже косвенно становится причиной его смерти, точнее, одной из причин. Первый вопрос, который задает ему полковник Фитц, это «Где ваша жена». Полковник до последнего не хочет, чтобы подтвердилась его догадка. Он надеется: может, жена на месте, может, ему все это показалось, а Лестер приличный семьянин? Но Лестер совершенно спокойно говорит чужому человеку, что жена с другим, а его брак – фикция. Ему все равно. он не испытывает гнева от этого и не стыдится этого.
И эти слова, как маленькая гирька, склоняют стрелку весов, и его судьба уже решена.
Как с таким мужем можно начать считать себя жертвой? Жертвой чего? Когда и где он ее ущемил? Может, слишком много свободы дал, а потенциальным жертвам и свободы много давать нельзя – тоже обвинят?
Это типичная жертва: у нее ты виноват уж тем, что хочется ей кушать.
В неудачах на работе Кэролин видит, что другие не виноваты. Хоть и орет бессильно, но хотя бы никого не обвиняет. А в личных отношениях у нее отключается мышление.
Кстати, а почему она едет из тира с пистолетом – разве в тир ездят со своим оружием?
Неужели действительно планировала убить, а перед этим прочесть гневную обвинительную речь, которая начинается словами «Я отказываюсь быть жертвой»?
Перевоспитывать покойника – это так по-жертвенному.
Почитать еще: