Найти тему

Самооценка и родители: период программирования.

Оглавление

Психологи утверждают, что свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Первостепенную роль в развитии этих навыков играют личностные влияния родителей, которые будут видны по мере взросления ребенка и максимально проявятся во внешнем поведении уже спустя десяток и более лет.

Фаза программирования детской самооценки

Однако, еще до рождения в мозг ребенка поступает информация, которая в дальнейшем станет основой для формирования самооценки и подкрепится установками и поведением родителей. Этот период французский клинический психолог Марк Фреше назвал как фаза программирования. Фаза программирования - период, который начинается за 9 месяцев до зачатия и включает в себя: зачатие, девять месяцев беременности, роды, первый год жизни. В период этой фазы действует закон, который сформулировал М. Фреше. Звучит он следующим образом: «В течение фазы программирования все неразрешённые эмоциональные конфликты между родителями (как относящиеся к ребёнку, так и не имеющие прямого к нему отношения), мозгом ребёнка записываются как его собственные конфликты и становятся его биологическими программами в жизни». Таким образом, ребенок бессознательно «загружается» биологическими программами, нерешенных конфликтов (внутренних и внешних противоречий) родителей.

Поэтому можно говорить о том, что значимость ребенка начинает формироваться еще задолго до его рождения. И влиять на его самоценность будут обстоятельства зачатия, как проходила беременность, какие конфликты проявлялись у родителей, как проходил процесс родов, приняла ли ребенка семья, как равноправного члена.

Какую программу будет нести ребенок

Период до зачатия характеризуется наполнением смыслов появление ребенка, зачем ребенок должен появится на свет. Чтобы понять эту идею, достаточно принять вселенский закон, что «Все есть Мысль», т.е., в основе появления любого материального предмета сначала лежит идея его создания. Так и мысли будущих родителей, та энергия любви, которая существует между ними, порождает новую жизнь. В любви, желании, ожидании – это в идеале. А что, если в ненависти, отчаянии и боли? Какую программу будет нести ребенок? Как вариант - самонаказание, самобичевание, самоуничтожение.

Самооценка ребенка в период зачатия

В период зачатия важным фактором будет: был ли ребенок запланированный или зачат случайно. И в данном случае важна будет реакция его родителей: как матери, так и отца на факт будущего прибавления. Зачастую неопределенность в первые недели его жизни, породит в дальнейшем неуверенность в себе, страхе, что бросят (особенно, если были мысли о прерывании беременности), тревожности по поводу будущего.

Беременность и самооценка ребенка

Этап вынашивания будет формировать ощущение безопасности у ребенка, которое в дальнейшем проявится в свободе выражения и реализации себя. Так страх матери потерять ребенка будет отгружаться в его биологический компьютер, который возможно будет проявляться в повышенной тревожности, различных фобиях и гнетущих переживаниях о будем.

Хочу отметить, что эмоциональное состояние матери способно как усилить, так и нивелировать конфликт!

Родовая деятельность и самооценка

Роды – важный этап формирования навыка приспособления к окружающей среде у ребенка. Процесс родов запускается результате сложного взаимодействия – совместное влияние системы желез ребенка, плаценты и матки. Если роды начинают стимулировать медикаментозными препаратами, например, в связи со слабостью родовой деятельности, то часто такие дети отличаются снижением уровни инициативности, у них как бы нет сил не завершать начатое. Что в дальнейшем, безусловно, влияет на формирование заниженной самооценки

Формирование личности в первый год жизни ребенка

Первый год жизни будет подкреплять ощущение нужности и важности у ребенка. С рождением у ребенка, как и у любого биологического вида, запускается адаптационные механизмы. Чтобы выжить, он должен подстроиться к окружающей среде, поэтому формирование самооценки будет результатом подстройки к родителям.

Таким образом, неосознанно родители формируют биологическую программу еще до рождения ребенка, и взрослея, он будет реализовывать эту программу, которая будет выражаться в предрасположенности к определенным болезням, работам, жизненным паттернам, моделям поведения, ощущении своего места в этой жизни и множеству других аспектов жизни.

Мы, как родители не можем натренировать ребёнка быть самим собой, мы не можем его насильно «повзрослеть» — это работа природы. Но мы можем создать и поддерживать надёжную и психологически комфортную привязанность ребёнка к нам, чтобы его мозг мог насытиться близостью, расслабиться и начать развиваться.

Как помочь ребенку сформировать самооценку

Кроме того, современные эффективные психологические методики позволяют взрослым разобраться в личных сценариях и поработать со своими негативными установками, а результатом может стать не только повышение собственной самооценки, но и формирование здоровой самоценности ребенка. Начните с себя, и вы увидите, как изменяться ваши дети!

Елена Фабрика,

Врач. Кандидат медицинских наук. Клинический психолог

#самоценка #самооценкаребенка #формированиеличности #формированиесамооценки #негативныеустановки #неуверенность #страхиифобии #центрпсихологииселена #самоценность #самонаказание