Найти тему
Блокнот математика

Ответ марксиста

Это гостевая заметка (первая пока на канале), ее автор Константин Кондратьев любезно согласился прокомментировать мои "заметки выходного дня" на тему марксизма. Ссылки на мои заметки внедрены в текст. Не вдаваясь в полемику, я тем не менее считаю важным предоставить слово оппоненту. Слово ув. Константину.

https://scx2.b-cdn.net/gfx/news/hires/2018/politicians.jpg
https://scx2.b-cdn.net/gfx/news/hires/2018/politicians.jpg

Конечно, заглавие статьи уже настраивает на некоторый несерьезно-субъективный лад: «Почему мне не по душе марксизм?» Мало ли, что вообще кому-либо не по душе? Мне вот Толстой не по душе как-то или Тарковский – что ж меня, казнить теперь за это? Но уважаемый автор все-таки приводит ряд аргументов, претендующих на объективность и обоснованность этого довольно-таки эфемерного состояния «не по душе». В этих аргументах мне видится, прежде всего, активное использование тактики «соломенного чучела» – это создание заведомо нелепого образа противника с целью дальнейшего его триумфального развенчания. В качестве такого «соломенного чучела» выступает марксизм… Впрочем, такое отношение наблюдается сплошь и рядом.

Нелюбовь автора к словам, заканчивающимся на «-изм» думаю, следует отнести скорее к эстетическим предпочтениям (на которые любой человек имеет право). Действительно, если в естественных и математических науках такое наименование сегодня встречается не часто, то вот в социо-гуманитарных – это вполне нормальная практика. А экономика и, тем более, философия, как ни крути, относятся именно к социо-гуманитарным дисциплинам.

Автор представляет себе марксиста, как эдакого схоласта-теоретика, которому неожиданно всучили целое общество, над которым он немедленно начинает творить «эксперименты», нисколько не заботясь о каких-либо последствиях. Потом, правда, выясняется, что теоретик не такой уж догматический, поскольку в ходе своих экспериментов ему приходится не только «не руководствоваться теорией», но даже действовать «вопреки ей». Из этого, правда, становится не совсем понятно, а в чем тогда вообще эксперимент-то состоит? Но на самом деле, тут ситуация несколько сложнее.

Следует отметить, что марксизм в его наиболее передовых формах (о «двуслойности» будет сказано ниже, пока под «марксизмом» я понимаю именно наиболее разработанную и полноценную социально-философскую и экономико-политическую теорию) никогда не предполагал никакого «схематизма» или тем более схоластического догматизма. В работах Маркса вы не найдете никакой «системы» (этим, кстати, он ярко отличается от своего великого предшественника, с которым его часто сравнивают – с Гегелем. Вот этот последний как раз был знаменит высказыванием, «если факты противоречат теории – тем хуже для фактов»). Марксизм не предполагает описания какого-либо общества, которое потом можно было бы «внедрить» в виде эксперимента и дальше смотреть – а что получится? Собственно, именно за такой «схематизм» Маркс в ранних работах («Святой семейство», «Нищета философии», «Немецкая идеология») больше всего критикует своих предшественников – социалистов-утопистов. Новое общество, согласно Марксу, должно вызреть внутри старого и устанавливаться, прежде всего, творческой энергией масс, которая будет освобождена революцией, а вовсе не насильственным внедрением своих идей «вождями». Какую форму примет эта творческая энергия – неизвестно, пытаться предугадать эти формы сродни гаданию на кофейной гуще. Вот если бы марксизм занимался таким гаданием (к сожалению, некоторые из последователей Маркса этим-таки грешили) – вот именно тогда их можно было бы смело обвинять в «утопичности» и «прожектерстве».

Думаю, у вас уже созрел вопрос: а чем тогда вообще занимается марксист, если он не описывает общество, которое ему хотелось бы создать? Марксизм – это прежде всего, критическое осмысление существующей общественной формации (есть даже термин для обозначения различных направлений, развивавшихся внутри марксизма – «критическая теория»). Именно в таком виде он «работает» лучше всего – при чем, как 150 лет назад, во времена Маркса, так и сегодня. Главная заслуга Маркса – раскрытие спрятанных, завуалированных механизмов эксплуатации, «встроенных» в капиталистическое общество, а также неустранимых противоречий, которые с завидной постоянностью ввергают капиталистический мир в различные кризисы – финансовые, политические, экологические, в худшем варианте – военные.

Что же за таинственные «эксперименты» проводили марксисты? Очевидно, здесь намек на Ленина и Ко, которые в 1917-м году замутили эксперимент с построением коммунизма в одной отдельно взятой (и не сильно промышленно развитой) стране, а эксперимент затянулся на 75 лет, и породил ГУЛАГ, Соловки, 37-й год, горы трупов, младенцев, съеденных лично Сталиным… Простите, увлекся.

Я не буду проводить здесь подсчет всех «плюсов» и «минусов» советского строя – дело это весьма неблагодарное. Сойдемся на том, что СССР «раем на земле» точно не был. Мне хочется обратить ваше внимание только на один момент: советский союз зарождался и существовал далее не «в вакууме», а в весьма конкретном (и довольно враждебном) международном окружении. Многие из не самых приятных решений, вроде брестского мира или коллективизации, принимались большевиками не из врожденной кровожадности или работе на немецкий генштаб, а под давлением объективных обстоятельств. Можно ли было принимать лучшие решения в тех обстоятельствах? Наверняка, можно. Вот только вы знаете таких политиков, которые всегда принимают идеально правильные решения? Я – нет. Как минимум, тот факт, что СССР выстоял, говорит о том, что это были не самые плохие из возможных.

Таким образом, то государство, на обломках которого мы все сейчас живем (а некоторые, как я, даже родится еще успели и несколько лет прожить) представляет собой не результат «лабораторного эксперимента», но результат огромного комплекса исторических причин, из которых воля конкретных правителей составляет лишь малую часть.

А вот здесь как раз хочется перейти к воле правителей. Уважаемый автор сравнивает марксиста с ветеринаром, который пинает беременную корову, чтобы та быстрее родила. Весьма интересный образ, однако, ошибочный по сути. Дело в том, что историческая теория марксизма включает исследование как объективных (подчиняющихся законам), так и субъективных факторов в развитии исторического процесса. И недооценка как одних, так и других, приводит к очень серьезным ошибкам. Уверенность в том, что революция произойдет «сама собой» по естественным законам истории имела место, например, в среде немецких социал-демократов начала 20-го века – именно с ними горячо полемизировал Ленин. Если упростить, его позиция заключалась в том, что объективные предпосылки являются необходимыми, но не достаточными условиями для складывания революционной ситуации – не меньшую важность имеет пропагандистская работа и готовность масс осуществлять революционную деятельность. Собственно, его собственные действия в 1917-м году и далее показали, сколь важной является роль личности в определенные моменты истории. Можно вспомнить и другие примеры: отсутствие объективных предпосылок к пролетарской революции в юго-восточной Азии привели к очень странным формам «социализма» в таких странах как Китай, Вьетнам и, особенно, Камбоджа. С другой стороны, недостаток субъективных предпосылок привел к провалу социалистических преобразований в таких странах, как Германия (см. Баварская советская республика).

Маркс, действительно, не отрицал важности парламентских методов борьбы. Однако почему-то в большинстве европейских стран коммунисты как-то сразу попадали под жесточайший прессинг со стороны политического истеблишмента. Это и наводило на мысль о том, что без вооруженной борьбы революция невозможна по банальной причине – класс эксплуататоров просто так по «доброй воле» вряд ли откажется от своего привилегированного положения. Очень хорошо бы было, если бы можно было просто взять, собраться всем вместе, обсудить, и принять взвешенное, обдуманное коллективное решение, которое устроило бы все стороны. Примерно такое настроение питало французское просвещение в XVIIIв. Вот только опыт французской революции показал, что одного желания «договориться» совершенно недостаточно… Маркс историю знал очень хорошо.

Теперь о классах. В целом, вы подняли важную проблему: классовая структура современного общества намного сложнее, чем во времена Маркса. Хотя, в анализе Маркса она тоже существенно сложнее, чем банальное капиталист/пролетарий, ну да ладно. Сегодня кроме наемных работников и предпринимателей, есть еще, скажем, самозанятые, огромная сфера услуг, интеллектуальные технологии, сложнейшие формы долевого участия в собственности и так далее… Однако есть два момента: во-первых, мы забываем, что мир немного больше, чем Европа, США и пара развитых стран Азии. Как вы думаете, сложно отличить пролетария, у которого нет ничего, «кроме собственных цепей», от буржуа где-нибудь в Конго? Или в Чили? Сомневаюсь. Но дело даже не в этом, ведь базовое различие никуда не исчезает: пролетарий – это тот, кто не имеет другого способа (существенного) заработка, кроме использования собственного труда. В этом смысле, работает ли он «на дядю» или на собственной шиномонтажке – совершенно не имеет значения. Ведь стоит нашему трудяге потерять трудоспособность на более-менее длительный срок (ногу сломать), сразу станет ясно, что иных источников средств к существованию у него просто нет, а вся его «собственность» превратиться просто в кучу металлолома. Капиталист – этот тот, кто получает прибыль от вложения своего капитала. И у него всегда есть широкий выбор, куда именно вложить капитал: в сеть пекарен, в автомобильный завод, в поле опиумного мака. Кстати, как думаете, во что именно он вложится? Скорее всего в то, что будет приносить большую прибыль, верно? Ведь деньги, как известно, «не пахнут».

Основная мысль марксизма не в том, что вот есть «правильные» труженники, а есть – паразиты-кровопийцы! Подобные идеи высказывали еще христианские ереси в глубокое средневековье, вроде катаров. Идея в том, что эксплуатация действительно автоматически встроена в систему капиталистических отношений и не может быть устранена оттуда внедрением каких-либо «правильных ценностей», воспитанием «ответственного бизнеса» и прочее. Рабочий и капиталист изначально находятся в принципиально неравновесных условиях: если капиталист рискует потерять только свой капитал (а в современных условиях, когда существует страхование инвестиций, даже это-то не особый и риск), то работник рискует потерять единственный источник существования. И проблема в том, что еще и повлиять на эту ситуацию они могут совсем не равнозначно: от работника зависит только то, насколько ответственно он будет выполнять свою работу, но благополучие предприятия в целом зависит от множества факторов, включая управленческие решения, ситуацию на рынке, просто отношения к нему со стороны работодателя, и прочая, и прочая.

Конечно, можно долго и подробно разбирать истории успеха предприятий, которые начинались с одного энтузиаста в гараже и разрослись до гигантских транснациональных корпораций. Наверное, вот тот первый энтузиаст не был ни паразитом, ни эксплуататором. Но транснациональные корпорации являются эксплуататорами безусловно – поскольку иначе они просто не смогут конкурировать с другими, менее «щепетильными» корпорациями. В какой именно момент симпатичная гусеница «инновационного стартапа» превращается в уродливую бабочку бюрократизированной бесчеловечной корпорации? Представления не имею, но это превращение неизбежно происходит.

Что касается наследников – наверное, отказываться от наследства было бы просто глупо, тогда никто даже не пытался бы чего бы то ни было копить. Хотя сам Маркс, насколько я помню, отказался-таки от весьма приличного приданного его жены, происходившей из богатого и знатного рода… Но думаю, достаточно большой налог на наследство был бы весьма справедливым решением данной проблемы (как и сделано в некоторых европейских странах под влиянием социал-демократов, между прочим).

Теперь скажу несколько слов о том, что уважаемый автор назвал «двуслойностью марксизма». С одной стороны, вообще не очень понятно, в чем конкретно состоит упрек: действительно, некоторая «двуслойность» присуща вообще любому мало-мальски крупному учению. Вот есть Платон с «Государством» и еще двумя десятками сочинений, а есть просто «наш мир – это лишь тени идей»… Вот есть Декарт с «Размышлениями о первой философии», а есть «Мыслю – следовательно существую». Ну и так далее. И наверное, довольно бессмысленно судить об учении по вырванным из контекста афоризмам, не так ли? А то получится, как в том анекдоте: Слышал я этих Битлз, мне Рабинович по телефону напел… Картавят и фальшивят ваши Битлз!

Но в случае с марксизмом это приобретает особую важность. Марксизм, как я уже говорил, это попытка осмыслить функционирование социальной системы в ее целостности – а это крайне сложный объект для осмысления. Поэтому любое упрощение, вульгаризация в данной ситуации чревата искажением понимания объекта – общества. Именно поэтому столь большую роль в марксизме играла задача просвещения масс – долгого, кропотливого и упорного. Именно поэтому марксизм был обязателен для изучения в СССР (хотя у этого факта были и свои негативные стороны, безусловно). А вот к чему приводит внедрение «лайт-версии» марксизма – нетрудно убедиться на примере Камбоджи при Пол Поте. Но какой смысл судить о марксизме по ужасным деяниям недоучек?

В заключение хочется еще раз вернуться к теме экспериментов. Как я уже писал ранее, история социалистической практики – это отнюдь не история экспериментов, это история трудного, небезупречного строительства нового общества, которое, к сожалению, было прервано (хотя, я уверен, что к этому строительству мы рано или поздно еще вернемся). А вот гораздо больше на подобное безумное «экспериментирование» похожа политика наших замечательных «младореформаторов» из команды Бориса Николаевича. И меня бы умиляло ваше восхищение весьма загадочным повышением эффективности труда отдельных работников (возможно, такое и правда существовало, хотя опыт Стаханова показывает, что деньги – не единственный способ стимулирования труда). Но общая-то картинка совершенно безрадостная выходит: после 30 лет «реформ» мы имеем экономику во всем уступающую советской. Заводы закрываются или превращаются в торговые центры для торговли турецким и китайским ширпотребом. Технологически мы еще худо-бедно выезжаем на разработках 80-х гг, однако, современная космическая отрасль уже ни в какое сравнение с советскими временами не идет. Бюджетные расходы на науку и медицину урезаются каждый год – и это в условиях объявленной жизненной необходимости борьбы за «технологический суверенитет»! Где-то я уже писал один маленький фактик: советской экономике, для того, чтобы выйти на уровень, соответствующий довоенному 1913-му году после революции потребовалось примерно 12 лет – и это в условиях послевоенной разрухи и международной изоляции. Светлой капиталистической России, для того, чтобы выйти на уровень 1990-го года потребовалось больше 20 лет – и это без всякой войны и при исключительной благоприятной международной обстановке.

© Константин Кондратьев

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022