Найти тему
Сайт психологов b17.ru

О созависимости и сепарации

Изначально каждый человек созависим, т.к. младенец полностью зависит от поведения взрослого и страх остаться сырым, голодным или замёрзнуть отзывается болью в каждом плаче.

Симбиотическая связь постепенно разрывается по мере взросления малыша. При грамотном разделении навыков самообслуживания у ребёнка развиваются отделы головного мозга и формируются взаимосвязи ощущения собственного тела.

Если же родители (значимые взрослые) тревожные, беспокойные или постоянно контролируют малыша, то и ребёнок начинает вести себя соответственно: капризничает, привлекает внимание, добивается слезами, истерит, а так же ждёт, когда взрослые сделают за него сами, вплоть до обеспечения безопасной среды.

Но это вовсе не означает, что вырос малыш из пелёнок и живи. На каждом этапе развития малышу необходимо познавать новое, интересное, осваивать жизненные навыки, обеспечивающие дальнейшее взаимодействием с окружающим миром и людьми.

И практика показывает, чем насыщеннее у ребёнка жизнь в детстве, тем проще ему ориентироваться и во взрослой жизни.

Первые звоночки зависимого поведения проявляются в простых обыденных вещах и особенностях поведения как родителей, так и детей. К сожалению, нигде не учат быть родителями, человек вынужден ценой собственных проб и ошибок как говорится собирать урожай спустя несколько лет, обычно в подростковом возрасте.

Так как же справится с созависимость и своевременно пройти все этапы сепарации, при этом остаться достойными внимания родителями с благодарными детьми?

На консультациях часто слышу, что девочки любят розовый цвет, а мальчики жёлтый или зелёный, при этом зацикленность на одном из разноцветий родители почему-то считают нормой, патакая приверженности ребёнка в однообразии выбора, так же происходит, к сожалению, и с едой.

Питание современных детей ограничено и скорее напоминает временную прихоть, чем источник сил и энергии. Еда для детей превратилась борьбу за "вкусняшку": конфетка, печенька и сосиска с макаронами, - лучшее лакомство за обеденным столом. Супы, мясо, рыба, крупы и даже картофель перестали для детей быть едой.

Однообразие пристрастия, например, к лакомствам и отказ от приготовленной в семье еды может быть как нормой в одной семье, так и беспокойством в другой. На самом же деле ребёнок уже проявляет зависимое поведение и процесс сепарации нарушен.

Нарушение (растройство) пищевого поведения первое на что нужно обращать внимание в отношениях между родителями и детьми, при этом учитывать принятые в семье нормы, правила, устои, традиции.

Ребёнок всё что недополучает от родителей компенсирует в пище и поведении. Например, человеческой природой заложено примерно 15 минут внимания и 8 обнимашек в день, при этом наблюдения за ребёнком в течении суток каждый раз показывают прямое применение и назначение данного утверждения.

Как ни странно может показаться, но именно при упушении момента обнимашек и обделении ребёнка вниманием нарушается процесс сепарации. При этом нужно учитывать, что чем младше ребёнок, тем чаще тактильный контакт.

Понаблюдайте как часто подходят дети к родителям на игровой площадке и что при этом делают родители, а так же можно увидеть как ребёнок себя в дальнейшем ведёт. При грамотном процессе сепарации родитель обращает внимание, слышит и тактильно поддерживает.

Когда же сепарация нарушена, то и проявления бывают своеобразные, в зависимости от настроения, приоритетов общения и поведения. Конечная цель каждого ребёнка привлечь внимание взрослого и для этого как говорится все средства хороши.

Каждому обратившемуся ко мне на консультацию родители я задаю один и тот же вопрос:

- Что по Вашему лучше: уделить 30 секунд внимания или выслушивать 30 минут истерики?

Продолжение темы нужна ли сепарация и чем она опасна в следующих публикациях

Записаться на очную или онлайн консультацию личным сообщением https://www.b17.ru/go_3hh

или WhatsApp https://wa.me/message/MNXMQTNXF2M2P1

Автор: Елена Давыдова