Каждый раз, совершая тот или иной дальний авиаперелёт, мы используем реактивные пассажирские самолёты, у которых привычные нам крылья имеют привычную стреловидность. Однако бывают случаи, когда на региональные направления авиакомпании ставят и турбовинтовые пассажирские самолёты. Так вот, крылья у них прямые и практически не имеют какой-либо визуальной стреловидности.
Почему так происходит?
Неужели тип движителя так сильно влияет на геометрию крыла, что из-за пропеллеров оно может быть только прямым, а если стоит турбина, то крылья нужно отводить назад?
Что ж, разумеется здесь всё не так просто.
И начать нужно с того, что зачастую реактивные самолёты летают быстро и при этом ещё и высоко. Под "быстро" следует понимать скорость в 850 - 950 км/ч. Что же касается высоты, то это эшелоны порядка 15 км.
С турбовинтовыми самолётами всё немного иначе. Они как правило не развивают высоких скоростей. Зачастую это 450 - 550 км/ч. То же самое касается и высоты. Они редко поднимаются выше 10 тыс. м.
А это значит, что раз у реактивных и пропеллерных самолётов разные режимы работы, то значит и их крылья должны выглядеть по-разному.
Итак, теперь давайте более подробно разберём каждый тип самолёта и крыла. И начнём мы со стреловидного крыла реактивного самолёта.
Когда встречный поток сильно разреженного и холодного воздуха на высоких скоростях сталкивается с крылом и омывает его, то у него по сути нет времени на то, чтобы подстроиться под переднюю кромку этого крыла. И поэтому авиаконструкторы просто решили дать воздуху больше времени. Как это сделать?
Очень просто: нужно лишь отвести часть крыла назад, т.е. задать угол стреловидности, и тогда у воздуха будет больше времени на высоких скоростях, чтобы подстроиться под форму крыла и начать создавать подъёмную силу.
Теперь переходим к трурбовинтовым самолётам и их прямым крыльям без явной стреловидности. Понятно, что в более плотных слоях атмосферы, которые ещё и более нагретые, да ещё и на относительно небольших скоростях, воздух ведёт себя более податливо. Он уже не требует отведения части крыла назад, чтобы у него было время на его обтекание. И поэтому у турбовинтовых самолётов крылья прямые.
- Но ведь есть же и исключения! - воскликнет пытливый читатель, - Ведь есть же и военный турбовинтовой Ту-95, и пассажирский турбовинтовой Ту-114, который построен на его основе! И у обоих крылья имеют явно выраженную стреловидность.
Да, действительно, крейсерская скорость той же 114-й "тушки" была на уровне 750 - 770 км/ч, а максимальная так и вовсе доходила до 880 км/ч. Согласитесь, что это довольно быстро для пропеллерного пассажирского самолёта. А всё благодаря высокой мощности двигателей и сдвоенным винтам с противовращением. И поэтому как раз из-за высоких скоростей и Ту-114, и Ту-95 имеют стреловидные крылья.
И раз уж мы заговорили об исключениях, то следует отметить реактивный пассажирский Як-40, у которого прямое крыло без явной стреловидности. Хотя у него аж три реактивных двигателя, и авиаинженеры могли бы сподобиться...
Но, видимо, не судьба. Потому что максимальная скорость "окурка" всего лишь 546 км/ч, а крейсерская - 510 км/ч. Согласитесь, что это как-то уж совсем несерьёзно для реактивного самолёта. На таких скоростях летают винтовые, и поэтому неудивительно, что у Як-40 крыло как у турбовинтовых самолётов.