В условиях упразднённых открытых направлений вижу два пути подготовки к декабрьскому испытанию.
Путь первый: от конкретной книги - к сочинению. Берём произведение, охватывающее максимальное количество проблем, и на его основе пишем сочинения на абсолютно разные темы. При необходимости добавляем к одному объёмному произведению несколько рассказов.
Мы уже обсуждали этот путь в августе по горячим следам. И многие преподаватели согласились тогда со мной, что для одиннадцатиклассника, не особо дружащего с чтением, этот способ подготовки к сочинению самый действенный.
В комментариях коллеги делились "универсальными" произведениями, которые помогут одиннадцатикласснику написать работу на одну из шести предложенных тем:
- "451 градус по Фаренгейту"
- "Властелин колец"
- "Два капитана"
- "Летят мои кони"
- "Чучело"
- "Метро"
- и так далее
Да, это не обязательно должен быть роман "Война и мир". Я ориентируюсь на тот читательский багаж, который уже имеется у ученика, пришедшего на подготовку в сентябре. Читал "Ведьмака" - будем опираться на него, читал "О дивный новый мир" - замечательно.
Меня иногда обвиняют в попустительстве - желании подстраиваться под то немногое, что ученик соизволил прочитать:
Если вам не по силам Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков, Шолохов (или вы не читали великих русских писателей), берите "Колобка" и анализируйте!
Если эксперты с таким же уровнем знания литературы, как у автора блога, то зачтут и такого рода ерунду. В нашем регионе подобные авторы незачётны. Моему поколению на смену пришли дилетанты. Жаль детей, которых учат такие преподаватели!
Такой пламенный комментарий оставила в прошлом году читательница под статьёй о том, как можно использовать романы Сьюзен Коллинз на декабрьском испытании.
Мне кажется, что объяснять ученику необходимость чтения произведений русской классики за три месяца до сочинения уже поздно. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь хоть что-то прочитавшему школьнику использовать это "что-то" при написании итогового сочинения.
Теперь о втором пути: от направления (теперь раздела) - к сочинению. Это традиционный путь, которым я пользовалась все предыдущие годы: из пяти направлений выбирали 1 основное, 1 запасное, подбирали произведения к каждому направлению, рассматривали это направление под разными углами, потом пробовали писать сочинения на различные темы в рамках выбранного направления.
В этом году дело осложняется объёмом, расплывчатостью каждого раздела, включающего в себя многочисленные подразделы. Но если выбирать наименее объёмный и наиболее конкретный, логично остановиться на третьем «Природа и культура в жизни человека».
В нём всего три подраздела, каждый из которых соответствует определённым направлениям прошлых лет:
- Природа и человек = Человек и природа в отечественной и мировой литературе (2014)
- Наука и человек = Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия? (2021)
- Искусство и человек = Год литературы (2015), Искусство и ремесло (2018), Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня (2021)
Именно в третьем разделе, на мой взгляд, в этом году наиболее вероятна "свободная" тема, отсылающая нас к любой прочитанной книге. Что-то наподобие этого:
Какие книги вы читаете с удовольствием?
Какую книгу я бы советовал прочитать другу?
Книги моего детства.
Какую книгу вам хотелось бы перечитать?
В общем, для себя я решила: сначала идём по первому пути - пытаемся "пристроить" одно произведение к разным разделам, потом переключаемся на третий раздел.
А вы выработали стратегию подготовки к итоговому сочинению?