«Лев Николаевич Толстой, обходя как-то передвижную выставку, сказал: “Что это вы все браните Волкова, не нравится он вам? Он – как мужик: и голос у него корявый, и одет неказисто, а орет истинно здоровую песню, и с любовью, а вам бы только щеголя во фраке да арию с выкрутасами”. Пожалуй, оно так и было. Волков был неотеса, у него “было нутро”, чувствовалось, что он переживает, любит природу; где-то далеко, далеко скрыта настоящая нота, но то, что он передает, не отделано по-настоящему, еще сыро, грубо, не щеголевато. Просто мужик в искусстве. Но люди, соприкасавшиеся с природой, бродившие на охоте по болотам, опушкам леса, лугам, хотя бы случайно наблюдавшие утренние, вечерние зори и не искушенные в тонкостях искусства, любили пейзажи Волкова. Они подпевали народной песне Волкова.
Был он высокий, худой, голова лысая, узкая бородка до пояса, усы такие длинные, что он мог заложить их за уши, длинные брови. Сюртук висел, как на вешалке. Сырым и даже мало толковым казался Волков и в разговоре. Подойдет к столу, забарабанит костлявыми пальцами и заговорит, а о чем – не скоро поймешь». Так о замечательном художнике-передвижнике вспоминал его коллега Я. Д. Минченков. Волков считался одним из лучших пейзажистов своего времени наравне с Саврасовым и Левитаном, но после революции оказался забыт.
Будущий художник родился в столичном Петербурге в семье фельдшера. Примечательно, что начинал свою карьеру Волков как мелкий чиновник в Министерстве юстиции, и среди его сослуживцев был великий композитор. Из воспоминаний Минченкова о том, как Волков описывал свою юность:
«– Родители бедные, семья, помогать надо, поступил из средней школы в департамент окладных сборов. Ну, да как тебе сказать – и сам плохо работал, а тут еще помогать другому пришлось, который совсем ничего не делал, а только свистал.
– Кто же это свистал?
– Да все тот же Чайковский! Со мною сидел, лентяй, не записывает входящие, а знай – насвистывает! Ну, при сокращении штатов нас первыми с ним и выгнали. Свистун поступил в консерваторию, а я бродил вокруг Академии художеств, близко от дома, и поступил туда. А потом на конкурсе в Обществе поощрения получил премию за картину. Выбрали в члены передвижников, вот тут, конечно, оно того, лучше, то есть, как тебе сказать…
Через двадцать лет, по рассказам Брюллова, Волков в его доме встретился с Чайковским. Тот сразу узнал Ефима Ефимовича:
– Это вы, Волков?
– А это ты, Чайковский?
Чайковский повис на тонкой шее пейзажиста Волкова, а тот автору “Онегина” прямо в ухо нескладным голосом запел: “Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни”.
Растрогались до слез». Историю эту упоминает и брат великого композитора М. И. Чайковский. Однако, по его словам, к службе Петр Ильич относился серьезно, и нареканий к его работе не было. Со времен службы он сохранилв памяти «только впечатление двух-трех типичных образов сослуживцев. В особенности запомнил он одного из чиновников, еще более мелких, чем сам он, в выражении глаз которого чувствовалось что-то особенное. Фамилия его была Волков. Через двадцать пять лет Петру Ильичу суждено было встретиться с прежним сослуживцем и узнать в нем знаменитого пейзажиста Ефима Ефимовича Волкова». В 22 года Волков-чиновник вышел в отставку, чтобы стать художником. Сначала он учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1866) и в Академии художеств (1867—1870). В Рисовальной школе обучение длилось 4 года, но художник смог пройти всю программу за год. Академию Волков оставил, чтобы «рисовать с природы».
В 1872 году Волков на выставке Общества поощрения художеств представил полотно «Болото осенью», и оно неожиданно привлекло внимание публики. Успех был таков, что его отправили на Всемирную выставку в Лондон, где оно получило бронзовую медаль. Через год эта картина получила вторую премию на конкурсе Общества поощрения художеств (первую вручили Саврасову). В 1877 году в этом же конкурсе он победил с картиной «В лесу. По весне». Лес, реки, болота – главные «герои» полотен автора. В 1884 году семью Волкова постигло несчастье – умерла любимая дочь, а сам художник впал в депрессию. После этого в творчестве появились религиозные мотивы. К тому времени он стал одним из самых популярных пейзажистов в стране.
В 1888 году великий князь Сергей Александрович Романов решил отправиться с женой в Палестину и пригласил Волкова в качестве художника-иллюстратора. Тот согласился, но с условием, что будет работать бесплатно, а не за деньги, а великий князь может по желанию сам купить у него картины. Из путешествия художник привез много этюдов. Некоторые работы экспонировались на выставках передвижников. Волков придерживался демократических взглядов, но при этом согласился стать академиком АХ, хотя среди передвижников она считалась «рассадником» официоза. Он постоянно ругался с коллегой Бодаревским из-за его «барства» и отсутствию идейности. Тем не менее, когда АХ решила организовать масштабную выставку его работ, а также работ В. Е. Маковского, охотно согласился. Маковский был по образу и манере общения таким же барином. Волков тяжело перенес события Кровавого воскресенья, а затем и революционные потрясения и умер в 1920 году.
Некоторые другие картины автора
Волков известен в первую очередь как пейзажист, но жанровые сцены у него тоже есть.
Этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#история #живопись #искусство #художник #картина #природа #пейзаж