Найти тему
Александр Нелидов

Аудиокассеты. Часть 1. Магия и харизма 80-х.

...А это что? - с неподдельным интересом спросил я, будучи 7-летним пацаном, когда в далёком 1979 году впервые увидел аудиокассету. К-кассета японская! - с лёгким заиканием ответил дружбан-одноклассник, на мгновение оторвавшись от пульта дистанционного управления игрушечного танка :) Что это была за кассета уже не знаю, скорее всего Denon, но эпизод этот врезался ярким пятном в память и определил на десятилетия вперёд неподдельный интерес к этому средству звукозаписи.

В самом начале 80-х в магазинах радиоаппаратуры появились в продаже аудиокассеты Agfa и Basf, стоили они 9 руб., фантастические деньги для школьника младших классов - зарплата моей матери была порядка 140 руб. в месяц. Часто подолгу простаивал у витрин с кассетами, особенно восхищала Agfa, её красно-чёрная упаковка действовала гипнотически. Магнитофона дома не было, как не было и речи о приобретении каких-то кассет. Всё же мечта обладания кассетой Agfa осуществилась, выменял одну штуку на всякую дрянь у того же мажорного одноклассника, страдавшего едва заметным заиканием. Дома, когда вскрыл красную упаковку, кассета показалась инопланетным артефактом.

Аудиокассета AGFA Fe1, сильно ушатанная. Единственный оставшийся в живых экземпляр
Аудиокассета AGFA Fe1, сильно ушатанная. Единственный оставшийся в живых экземпляр

Когда через несколько лет появился наконец-то кассетный магнитофон "Томь-303", эта Agfa уже была давным-давно выменена у кого-то на книжку Диккенса про Оливера Твиста. Где брать кассеты? Повезло - в магазине "Юный Техник" случайно попал на распродажу некондиционных кассет по 1 руб. за штуку, их на глазах сметали с прилавка. Успел купить штук 8-мь, это были "Свема" МК-60-1 и МК-60-2. Дефект заключался в оторванной от ракорда магнитной ленте, что было благополучно исправлено с помощью лака для ногтей. Вообще-то такие кассеты стоили тогда по 4 руб. за штуку и этот дефицит моментально 'разбирали", стоило им появиться на прилавке.

Нулевые, без записи аудиокассеты отечественного производства (спасибо коллеге по работе за подарок). Вверху  Тип1 (гамма окись железа), внизу - Тип2 (диоксид хрома)
Нулевые, без записи аудиокассеты отечественного производства (спасибо коллеге по работе за подарок). Вверху Тип1 (гамма окись железа), внизу - Тип2 (диоксид хрома)
  • Кассеты зарубежного производства у меня появились лишь в период учёбы в институте, благо за 40 руб. стипендии их можно было купить аж 4 шт. Но только теоретически - во второй половине 80-х они начисто пропали из магазинов, приходилось в комиссионках (называли их комками) выкладывать по 18 - 20 руб. за штуку. Это были в основном TDK D-90, Sony EF-90.
 TDK D из 80-х., простые и без изысков, но качественные и очень надежные
TDK D из 80-х., простые и без изысков, но качественные и очень надежные
Sony EF почему-то считались лучше других кассет.  Sony и в Африке Sony!
Sony EF почему-то считались лучше других кассет. Sony и в Африке Sony!

Особняком стояли хромовые SoundBreeze с их ни с чем не сравнимым ароматом новой кассеты. Сохранилась одна такая, характерный запах ещё сохранился. Был у них недостаток, запись на плёнку ложилась один раз, перезаписывать было нельзя - прежняя запись стиралась не полностью.

SoundBreeze CR-90  как будто только с прилавка советского "комка"
SoundBreeze CR-90 как будто только с прилавка советского "комка"

Особенно нравились почему-то Maxell LN-90, есть в них какая-то харизма, что-ли.

Maxell LN-90, предел мечтаний автора в 80-х годах
Maxell LN-90, предел мечтаний автора в 80-х годах

Позднее появились TDK А-90, красные Basf, корейские Goldstar... Для магнитофона- приставки Радиотехника МП-201 качества кассет на основе гамма-окиси железа за глаза хватало, поэтому о металлизированной плёнке знал тогда понаслышке. Зато записывал исключительно металл - Metallica, KingDiamond, Halloween. Позднее - Paradise lost, My dying bride, Tiamat, Exodus... Записывать кассеты приходилось в так называемых студиях звукозаписи. Кому сейчас 45+, помнят их витрины со штабелями уже записанных кассет с вкладышами, напечатанными на пишущей машинке. Стоили такие кассеты по 25 руб., но я обычно приносил свою и выбирал из каталога то, что мне было нужно. Как сейчас помню - передаю в окошко студии новенькую Maxell LN-90 и 5-ти рублевую купюру, говорю небрежно: на сторону А - Holly Terror 1988 год., на В - Razor 1988 гoд., а на дописку Квины. Записать в студиях кассеты было недёшево, 5 руб. и более за 90 минут записи на студийном Akai или Technics. Около сотни разношерстных кассет до сих пор хранятся дома. Иногда, очень редко вставляю одну из них в деку и погружаюсь на несколько минут в прошлое... Кстати небольшая публикация об этой деке "Ямаха" размещена на этом бложке, очень качественная и приятная вещь. Жаль невозможно отправить её самому себе в далёкие 80-е. Хорошее тогда было время...

Аудиокассеты из прошлого
Аудиокассеты из прошлого

Если чтиво пришлось по душе, поддержите лайком и подпиской для стимула продолжать дальше писанину, про кассеты в том числе. Здоровья и всех благ!