Найти в Дзене

Откуда в славянском мифотворчестве взялся демон Вий и какова его роль…

В языке и культуре славянских и индо-персидских народов имеется пласт сходных лексем и мифологем. Они отражают взаимные связи наций, являющихся предками тех и других. Происходило это на протяжении сразу 3 эпох: «арийской», «скифской», и, наконец, сармато-аланской. Вот что послужило тому, что многие славянские слова смахивают на санскрит… Что же касается божеств, то мы знаем, как к нам перебралась Вещая Каурка (протобулгарский Каур/Саур), сарматский Хорс и даже авестийский Симаргл (страж посевов). Многое про эти факты вам расскажет книга Бонгардт-Левина и Грантовского «От Скифии до Индии», монография Б. Рыбакова «Язычество древних славян», а также… повесть Гоголя «Вий». «Вий-то тут причем?» – спросите вы. Как раз этому чудо-персонажу и посвящен данный обзор… Существует сразу несколько гипотез по поводу появления Вия в малоросском фольклоре. Но сначала разберемся с достоверностью Вия как народного образа. Дело в том, что люди заинтересованные, прочитав упомянутую повесть, начали рассп
Оглавление

В языке и культуре славянских и индо-персидских народов имеется пласт сходных лексем и мифологем. Они отражают взаимные связи наций, являющихся предками тех и других. Происходило это на протяжении сразу 3 эпох: «арийской», «скифской», и, наконец, сармато-аланской. Вот что послужило тому, что многие славянские слова смахивают на санскрит…

Что же касается божеств, то мы знаем, как к нам перебралась Вещая Каурка (протобулгарский Каур/Саур), сарматский Хорс и даже авестийский Симаргл (страж посевов). Многое про эти факты вам расскажет книга Бонгардт-Левина и Грантовского «От Скифии до Индии», монография Б. Рыбакова «Язычество древних славян», а также… повесть Гоголя «Вий».

«Вий-то тут причем?» – спросите вы. Как раз этому чудо-персонажу и посвящен данный обзор…

Малоросский Вий по версии одноименного фильма 1967 г. Источник – https://clck.ru/wHruw
Малоросский Вий по версии одноименного фильма 1967 г. Источник – https://clck.ru/wHruw

Существует сразу несколько гипотез по поводу появления Вия в малоросском фольклоре. Но сначала разберемся с достоверностью Вия как народного образа. Дело в том, что люди заинтересованные, прочитав упомянутую повесть, начали расспрашивать автора: не выдумал ли он этого демона. На этот выпад Николай Васильевич, будучи серьезным исследователем народного творчества Полтавской губернии, отвечал, что «слово в слово» записывал сие сказание.

То есть вполне можно предположить, что Вий у восточных славян существовал… А так как малороссы с определенного времени почти все гласные древнерусского языка старались поменять на «и», то изначально имя мрачного духа с огромной головой и мега-глазами могло произноситься Вай, Вей, Вый, Вой, Вуй, Вюй, Вэй или даже как-то еще (было ведь когда-то «оу»)…

Версия 1: индуистский Вайю – первый друг грозы по имени Индра

Как и все божества в индуизме, названное могло принадлежать ведическому пантеону и быть трансформировано в эпоху появления такого учения как буддизм. Он же Вьяна («воздух») и Вата (любая атмосферная стихия, а чаще та, которая приносит смерть). По сути, это олицетворение неуправляемых метеорологических явлений: бури, торнадо… Исследователь В. И. Абаев утверждает, что до внедрения Рюриковичами культа Перуна, а потом христианства у славян был бог Вей – наша ипостась того самого Вайю. До сих пор есть слова ВЕЯть, сухоВЕЙ, ВЕЯлка. Кстати, раньше даже в значении «дуть» было слово «веять» («дуть» появилось гораздо позже).

Васо Иванович нашел «сына» Вейю и в аланском (читай – осетинском) пантеоне. Это – Вайюга. Собственно, и в русском языке имеется «вьюга», указывающая нам на то, что ВЬЁтся. В польском есть «ВИЙя» («непогода»). А, учитывая, сколько малороссам пришлось жить в 1 государстве с поляками, неудивительно, что у них вдруг мрачный божок назывался именно ВИЙ. Корень ВЕ(И)Й.

Индуистский бог Вайю, сильно колеблющий нижнюю атмосферу. Источник: https://clck.ru/wHsui
Индуистский бог Вайю, сильно колеблющий нижнюю атмосферу. Источник: https://clck.ru/wHsui

В Ригведе Индра первым делит свою сому (напиток для перемещений астрала) именно с Вейю. Это лишь значит, что Гроза часто связана с Бурей (шквальным ветром, смерчем, тем же торнадо).

Версия 2: авестийско-башкирский проводник в Царство Мертвых

Судя по написанному на зендском языке трактату Видевдат, у зороастрийцев (часто делающих общих добрых арийских богов отрицательными, а общих арийских злых богов положительными) Вайю явно страдал биполярным расстройством. Так как тут же и помогал людям, и убивал их…

Зачастую полубог-полудемон контактировал с каким-то смертным лишь для получения его души. Так что у Вайю тут 2 противоположных ипостаси (как у многих героев дуалистического пантеона). Этот Вайю куда ближе к тому, что описан Гоголем. Своими огромными глазами он забирает душу. Мало того, в текстах авестийского (раннего зороастрийского) периода и даже в ведических гимнах описано местопроживание монстра – он обитает у подножия горы Срединного Мира. Меру/Сумеру.

Большинство ученых-источниковедов угадывают в ней один из массивов Южного Урала. Когда-то давно Урал звался Рымна (Римна). Никто не может объяснить этимологию упомянутого оронима, в то время как в авестийском языке имеется слово Рьяма – «мир обладающий хорошими пастбищами» (в авестийско-английском словаре Джозефа Петерсона).

То бишь Вайю (Вий, Вей, Вьюга) родился в наших с вами родных степях, что вполне логично. Тут самые «гиблые» ветра. Теперь не удивительно, почему славянский Вий (которого так и не смогло растоптать ни православное староверческое, ни униатское, ни нынешнее христианство) оброс такой страшной внешностью. Он олицетворяет того, кто в буквальном смысле подталкивает вас к царству мертвых (поддувает сзади). А тот самый осетинский обряд с конем олицетворяет Путь.

Версия 3: хранитель славянских душ

Вий, переправляющий души людей в Навь – до востребования. Источник: https://clck.ru/wHzTU
Вий, переправляющий души людей в Навь – до востребования. Источник: https://clck.ru/wHzTU

По последней гипотезе Вий (также как и в первых двух альтернативах) забирал души людей. Но не для себя и не для транспортировки «в утиль». Он их просто… хранил на ярусе Нави (в подземной вселенной, являющейся, как и правь, по совместительству еще и… альтернативной)!

Душа уходила через глаза. К примеру, на старославянском ресницы звались ВЕИ, а сами веки – ВЕЖДы. Это строго по функционалу – первые создавали ВЕЯние (они же копия опахала), вторые позволяли видеть и познавать мир – ВЕДать/ВЕЖДать (око без их открытия ничто). Вий это веко!

Христиане сделали из древних духов бабаек, и хранитель душ превратился, в монстра. Между тем, многие родноверы считают Вия самым первым богом славян – древнее Мараны и Велеса.

Обиталище Вайю (степи вокруг горы Меру в предуральском Башкортостане). https://clck.ru/wJ3qh
Обиталище Вайю (степи вокруг горы Меру в предуральском Башкортостане). https://clck.ru/wJ3qh

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

Пожертвовать автору на умные книжки!

Благодарю тебя добрый человек!