В одной из прошлых заметок (про венецианского посла, который плохо кончил )
речь зашла о вине - универсальном средстве от всех болезней в те суровые времена. Гигиеническая ситуация в средневековой Европе, как вы знаете, была далека от идеала, и в такие моменты понимаешь, что не без воды, а без вина - и не туды, и не сюды. По крайней мере редко кто осмеливался хлебать городскую воду, не разбавив ее чем-то покрепче.
Изобилие вина в государстве воспринималось как роскошь и даже в какой-то степени основа социальной стабильности. Известен случай венецианского Арсенала (государственной верфи) - где на территории стоял фонтан, из которого било бесплатное вино для нужд работников. (Данный фонтанчик видимо прекрасно заменял ДМС и другую социалочку)
Но то Европа, где культ винопития и виноделия существовал с древних времен. Посмотрим, что же было у соседей - в Османской империи, времен султана Сулеймана.
Религия предписывала мусульманам не брать в рот вина. Но территории-то с давними винными традициями, а также огромной греческой диаспорой, не говоря уже о других христианах... так что вино во времена султана Сулеймана было.
Но пили ли его турки? Посол императора Фердинанда - Ожье Бусбек, о котором я писала здесь
утверждал, что пили - и еще как. Янычары из охраны постоянно пытались умыкнуть заветную жидкость, а важные турки повадились ходить к послу в гости - чтобы грешить на территории неверного гяура, авось Аллах не заметит. Да и экономия опять же. При этом считалось, что грех этот не имеет, так сказать, степени градации - на том свете проблемы будут и если вино просто попробовал, и если наклюкался до состояния нечистого животного. То есть в пороселло. А если нет никакой разницы - почему бы и не наклюкаться?
Но при этом в отношении пожилых людей общество и религия давили сильнее. И если на забавы молодежи смотрели сквозь пальцы, то старику, чтобы согрешить, приходилось порой прибегать к странным манипуляциям.
"Я однажды видел одного важного старика в Константинополе, который, прежде чем взяться за кубок, орал изо всех сил. Я спросил, в чем причина. Мне ответили, что криком он предупреждает свою душу, чтобы она нашла в теле какой-нибудь укромный уголок, или вообще на время покинула его, чтобы не осквернять ее вином, которое он собирается выпить. И соответственно, чтобы потом с души не было спроса за грех." - Ожье Бусбек "Турецкие письма"
Хитро придумано, не правда ли? Да и у выражения " душа ушла в пятки" появляется прямо-таки новый смысл... а зачем она туда ушла? Что собирается делать гражданин, отправивший душу в пятки?
И все было хорошо (по крайней мере в отношении алкоголя) в хозяйстве посла Бусбека, пока султан Сулейман, незадолго до смерти впавший в депрессию, и трепетавший по поводу своей посмертной участи - а он подозревал, что после убийства сыновей и внуков ему вряд ли грозил рай, не запретил ввоз вина в Константинополь, даже для христиан и иудеев. Сулейман пошел на поводу у религиозных экстремистов, которыми себя окружил - обычное поведение для человека, который слишком долго правит.
"Это заявление очень обеспокоило меня, так как мы совсем уж не были приучены к тому, чтобы пить воду. Но где нам достать вино, если его нельзя ввозить за стены города? Ностальгия по дому и неопределенная ситуация с нашими переговорами и так уже пошатнула наше здоровье, а такая резкая смена рациона вообще могла довести до тяжелых последствий. Я попросил переводчиков в самых сильных выражениях высказать это пашам в Диване и сохранить наши древние привилегии". - Ожье Бусбек не хочет переходить на ЗОЖ
Паши долго думали, судили, рядили - и в конце концов разрешили Бусбеку разжиться вином для нужд посольства тайно под покровом ночи. Возможно, они и сами рассчитывали, что в его доме побалуют себя санкционкой.
Тем временем греки устроили султану стихийные протесты, негодуя против антиалкогольной кампании.
Они начали вырубать виноградники и из этих веток соорудили что-то вроде баррикад на пути кортежа Сулеймана, когда он поехал в одну из загородних резиденций.
-Чего они бузят?- осведомился султан.
-Вашество, они говорят, что вырубают ненужные теперь растения... раз вина делать нельзя, то и виноградники не нужны.
Сулейман мудро прикинулся дурачком и ответил в духе - но ведь виноградники нужны не только для вина. Можно виноград кушать. Изюм опять же. Какие эти греки глупые! Разъясните им пользу изюма, и пусть разбирают свои завалы.
Такая вот печальная история сухого закона во времена султана Сулеймана. Сохранялся ли он во времена его сына, Селима-пьяницы, честно говоря, не знаю.
О других послах в Порте читайте тут.
А о средневековом изобретателе ЗОЖа тут