Классы у меня разные, поэтому цели и задачи, стратегии и технологии я буду использовать тоже разные.
Пятиклашек я еще не знаю, а они не знают меня. Поэтому главная цель на ближайшие полгода - адаптация, привыкание друг к другу. Я буду приглядываться к их способностям, характерам, сильным и слабым сторонам, постараюсь выяснить, какая у них память, внимание, как развита речь, как они размышляют. Потихонечку, не спеша буду приучать их к своим требованиям, к своему стилю ведения уроков, к особенностям моего характера наконец.
Главная технология для них - игра. Это слово надо написать большими буквами в начале каждого конспекта и не позволять себе отговорку, мол, если останется время, поиграем. Времени никогда не остается, а играть нужно на каждом уроке. Легче всего будет это сделать, если превратить в игру один из этапов урока. Игры могут быть разные: языковые, викторины или конкурсы, шарады или кроссворды, социоигровые, т.е. связанные с общением, взаимодействием, даже просто чтобы отдохнуть или переключить внимание. Дети учатся играя, а пятиклассники еще дети.
7 класс у меня непростой. Они довольно плохо читают, еще хуже понимают текст. Поэтому главная цель на этот учебный год - улучшение техники чтения и работа с текстом, учебным или художественным - неважно.
Нужно почитать в интернете, не придумали ли чего-то новенького для улучшения техники чтения и еще изучить одну из программ ФГОС - стратегии смыслового чтения. Это и будет главная технология - смысловое чтение. Кроме того, буду предлагать им различные мнемотехники, т.к. память у них тоже не очень. У меня нет никаких иллюзий, что я смогу вбить в их головушки прочные знания, как влетит, так и вылетит, а то и вовсе не влетит. Но обучить каким-то учебным приемам, т.е. хоть немного научить учиться - это я попробую. Если попутно освоят некоторые правила и запомнят пару стихотворений - уже хорошо.
Восьмиклассники - совсем другое дело. Хорошо читают, хорошо пересказывают, неплохо пишут. Поэтому и цели для них другие.
Первая цель - развитие творческих способностей, не побоюсь этих слов. В общем, максимальное количество сочинений и мини-сочинений, ответов на проблемные вопросы, в общем, создание самых разных текстов: от ведения личных блогов до эссе и сочинения стихов.
Еще одна цель для них - умение вести диалог. Не просто высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать ее, а умение слушать и слышать другого, находить точки соприкосновения, договариваться, искать компромисс.
Главная технология - проблемное обучение. Из любой ерунды нужно создать проблему и предложить попробовать ее решить. Не давать готовые знания, пусть сами наблюдают, делают предположения, формулируют правила. Больше сложности для них, пусть тянутся на цыпочках, им можно и нужно.
И для всех: поменьше моей говорильни, которая хотя и кажется мне необыкновенно умной и интересной, но толку от нее немного. Как я устаю от своего голоса на уроке! "Да заткнись ты уже!" - говорю иногда себе. Вот и нужно заткнуться. Пусть говорят дети.