Наша читательница Ирина Кононова попросила рассказать о картине "Комсомолка-школьница" Николая Чернышёва (1953).
Выставка одной картины проходит сейчас в Тверской областной картинной галерее (Императорский дворец).
Нам удалось узнать, что художник изобразил на ней одну из своих трех дочерей, а какую - неизвестно. К слову, две его дочери, Екатерина и Полина, тоже стали художницами и получили звание народных художников РСФСР.
Николай Михайлович Чернышев (1885 - 1973) – известный советский монументалист, реставратор, исследователь древнерусского искусства и педагог. Он родился в одном из сел Тамбовской губернии в простой семье, а потом, перебравшись с семьей в Москву, поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где ему посчастливилось заниматься у Архипова, Серова и Коровина, а позже учиться в Париже в академии Жюльена и изучать шедевры Лувра.
Художника можно назвать успешным, счастливчиком, только вот он сам к успешности никогда не стремился, почитая задачей творчества другое: ..."Найти связующее звено между грандиозным наследием древнерусского искусства и задачами сегодняшнего дня. Отнюдь не воссоздать старое, из чего получилась бы стилизация, то есть нечто отмершее, не органическое. Но создать живое, гармоничное искусство наших дней, в которое верили бы все, отбросив споры и деление на секты...»
Николай Михайлович с юности полюбил древнерусскую иконопись и, будучи преподавателем, прививал эту любовь студентам даже в годы гонений на церковь. Дионисия. Однажды он вместе с ними поехал в Вологодскую область в Ферапонтов монастырь, изучать фрески Дионисия. И там, на берегу Бородавского озера, Чернышев изучал цветные камешки, в которых нашел более 100 оттенков минеральных красок . На основе этих исследований он написал в 1954 году книгу «Искусство фрески в Древней Руси», посвятив ее жене Антонине.
А это портрет художника с женой. Автор - Дмитрий Жилинский:
Чернышев - автор портретов и пейзажей, но особняком стоят в его творчестве женские и девичьи портреты. Они легкие, к ним очень подходит слово "полетные", проникнутые верой в мечту. В то же время в них присутствует строгость, которая роднит этих героинь с иконописными образами.