Найти тему

О времена, о нравы.

https://ridero.ru/books/ryazanskii_skaz/image/5b1ac9096f80910700f218ea Рязанские крестьяне.
https://ridero.ru/books/ryazanskii_skaz/image/5b1ac9096f80910700f218ea Рязанские крестьяне.

За основу данного небольшого рассказа взяты челобитные, которые поступили в Сапожковскую воеводскую канцелярию во времена правления Елизаветы Петровны. Обе жалобы написаны на пашенных солдат села Новоникольского, которое еще не стало Самодуровкой тож. И участниками этих событий являются дети и внуки первых жителей села, охранявших Засечную черту.

Итак, в сентябре 1748 года мирской сход крестьян города Сапожка передал часть своих земель в размере 7-8 полос распашной земли на границе с землями села Новоникольского в урочище Красный клин в пользование на 10 лет Никифору Давыдову и Козьме Ермакову, жителями села Дегтяны Борки, являющимися крепостными вдовы Федосьи Кондратьевны дочери Шереметьевой. Вместе с землей арендаторы получали и прилегающий лес.

Пашенные солдаты Сапожка получили определенную выгоду, а вот их соседи в селе Новоникольском с этим решением были явно не согласны. Они решили выжить новых соседей. В ноябре 1750 года группа пашенных солдат в составе Михайлы Иванова сына Быкова, Петра Кирьякова, Лукьяна Игнатищева и других приехали к ним и просто-напросто разгромили их хозяйство. «У детей наших», жаловались крестьяне, взяли четыре волока по цене 1 рубль, две уздечки (80 копеек), 25 возов дров (85 копеек), два сермяжных зипуна (1 рубль), 5 топоров (75 копеек), 2 телки (50 копеек), 2 хомута (60 копеек). Ключ к разгадке подобных действий кроется в угрозах злодеев, которые говорили, что на этой земле не их, не их детей не будет. И дело здесь не в самих крестьянах, а в фамилии их владелицы. Они боялись, вероятно, дальнейшего расширение владений Шереметьевых в будущем, в том числе, и за счет их земель. И страхи были небезосновательны.

Другая история вообще о другом. Она еще более странная. Купец первой гильдии Переяславского уезда Рязанского Иван Антонов сын Рюмин в марте 1757 года купил много-много коры у крестьян села Путятина того же уезда. По совету другого купца Ивана Никонова сына Живина нанял у пашенных солдат села Новоникольского подводы для доставки груза в город Тулу. «Ряд» с Иваном Красновым, Василием Кирьяковым, Афанасием Ломовым и другими был заключен при свидетелях в селе Путятине: они получили 5 рублей и по 3 копейки с пуда груза за работу. «Только оные подрядчики пашенные солдаты незнаемо для чего в то время предписанного товару моего в город Тулу упрямством своим не повезли и пролежала оные кора целое год». В результате купец потерял товару на 100 рублей, так как он сгнил, и разорился. Иван Антонов, с горя написал две челобитных в Сапожковскую воеводскую канцелярию.

К сожалению, не понятно, чем эти обе эти истории завершились, других документов, кроме челобитных, не видела. Но к 1761 году в том урочище Красный клин уже у самих пашенных солдат города Сапожка «воровали» сено работники иереев Рождественской церкви села Новоникольского ( рассказ «Бывает и такое»).

Источники: РГАДА фонд 568 опись 2 документы 8, 47,72.