Найти тему
Darkside.ru

История создания "Deep Purple In Rock"

Альбом "Deep Purple In Rock" стал не только образцом новой формы музыки, он также ознаменовал момент, когда ключевые участники двух групп — Deep PurpleРодом Эвансом и Ником Симпером) и Episode Six — объединились. Эванс присоединился к группе Captain Beyond и возглавил злополучную фиктивную версию Deep Purple (вскоре прекратившую свою деятельность из-за последовавшего судебного разбирательства), после чего исчез.

Симпер остался в Лондоне и создал группу Warhorse, позже он стал художником и декоратором. Последний, в частности, неоднократно высказывался о том, как его вытеснили из Deep Purple. Но у всех этих разборок была и положительная сторона: это подстегнуло творческий потенциал коллектива.

Иэн Гиллан рассказал:

«Мы все записывались до "In Rock", но никто из нас не делал ничего подобного раньше. Deep Purple стали более известны в Штатах благодаря кавер-версиям таких песен, как "Hush" [Джо Саута], "Kentucky Woman" [Нила Даймонда], "River Deep Mountain High" и так далее, где они стали хитами.
Три предыдущих студийных альбома — "Shades Of Deep Purple" (1968), "The Book Of Taliesyn" (1969) и "Deep Purple" (1969) — вызывали восхищение у таких поклонников, как я, но материал, сочинённый самостоятельно, оставался незамеченным средствами массовой информации — в те времена СМИ так не называли. Поэтому у Ричи, Джона и Иэна появилось желание углубиться в эту область своей музыки немного больше. Это и послужило причиной смены состава группы и приглашения Роджера и меня».

Иэн Гиллан и Роджер Гловер были недовольны своей ролью в Episode Six, так же как Джон Лорд, Ричи Блэкмор и Иэн Пэйс — в Deep Purple. Гиллан объяснил:

«Мы с Роджером начали сочинять, и нам посчастливилось обрести некоторое понимание рифмы и метра. Мы поняли, что лирика отличается от поэмы, и что есть некоторые гласные звуки, которых нужно избегать, когда вы берёте высокую ноту, мы узнали о некоторых ударных значениях слов, и так далее.
Так что в Episode Six мы были в таком же положении, что и остальные в Deep Purple, хотя у нас не было такого же уровня успеха, как у них, поскольку мы в основном записывали каверы других людей. Episode Six была просто старой доброй поп-группой, хотя мы и дрейфовали от стиля к стилю».

Все эти нереализованные переживания означали, что когда этот состав Deep Purple наконец начал играть вместе, творческая искра между участниками была очень мощной. Когда начались репетиции, группа сразу же заметила нечто странное: некий драйв, который выходил за рамки музыки, которую они стремились создать:

«Это была своего рода радость. У меня остались очень приятные воспоминания о том времени. Все репетиции, на которых я бывал до этого, были посвящены разучиванию песен; эти же [для "In Rock"] были посвящены сочинению песен с точки зрения полного погружения в них и импровизацию. Есть нечто радостное в том, чтобы сочинять что-то впятером, а не одному. Это самое лучшее, что есть в группе. Когда вы оказываетесь в подобной ситуации, когда вы все поёте один гимн, тогда очень естественно исполнять эту музыку, потому что всё начинается с ритма, а вы просто подхватываете его и развиваете тему по ходу дела».

В одном из ранних интервью Джон Лорд с большой любовью вспоминал о приходе в группу Гиллана и Гловера:

«Когда Иэн и Роджер присоединились, в группе произошло нечто очень хорошее. До этого мы пытались развивать идеи неправильно: мы хватались за всевозможные идеи одновременно, как ребёнок в саду, полном цветов: он хочет получить их все сразу.
Теперь мы верим в эксперимент и воодушевление в рамках, которые мы установили для себя в данный конкретный момент времени. Будут происходить изменения... Мы будем расширять границы. Мы станем старше, на нас будет оказываться влияние. Мы ещё не достигли той точки, когда мы совершенно счастливы и довольны естественным развитием».

Каждый участник состава Deep Purple, записывавшего "In Rock", внёс свой весомый вклад в песни. Басист Роджер Гловер вспоминал:

«Ричи был не просто гитаристом, он был блестящим новатором. То, что он сочинял, не поддается описанию. Ричи был феноменален в том, что он делал в конце 1960-х и начале 1970-х. Он творил вещи, о которых невозможно было представить. Он был магнетическим, динамичным сочинителем. Я не думаю, что он смог бы сделать это в вакууме в одиночку, для этого нужны были все остальные. Но я, конечно, отдам ему должное. Он был мотивирующим персонажем в группе».

Сам Гиллан, спокойный в общении, всё же обладает необходимыми навыками фронтмена в избытке, которые, по словам Блэкмора в интервью 1996 года, возникли в результате досадного инцидента за кулисами:

«Я часто виню себя за это. Мы были в клубе "Rock’n’Roll Circus" — большом, претенциозном месте во Франции в 1970 году. По какой-то причине я сохранил эту детскую любовь к розыгрышам. Я люблю розыгрыши.
В какой-то момент Иэн решил присесть, и, поскольку я увидел, что он немного пьян, я отодвинул его стул. Но я не понимал, что позади нас находился уклон, а до пола было около 4,5 метров, и Иэн ударился головой. Я услышал, как его голова ударилась о каменный пол. Я думал, что всё кончено. Я думал, что он умер. Но потом он поднялся, и я спросил его: "Ты в порядке?" И он просто ответил: "Да, я только немного ушиб голову..." Но после этого он уже не был прежним. Он ударился головой и, кажется, изменился как человек».

Песни для возможного включения в альбом "In Rock" появлялись всё быстрее и быстрее, и часто без каких-либо очевидных усилий со стороны группы. Авторы песен часто утверждают, что на самом деле они не создают музыку, она просто проходит через них из какого-то неопознанного, возможно, неземного источника. Но в случае с Deep Purple и "In Rock" это клише, похоже, является правдой.

На вопрос о том, как группа задумала открывающий альбом трек, Гиллан пожимает плечами:

«Я не знаю, как мы придумали "Speed King", я не знаю, как Иэн Пейс начал играть его или как Ричи Блэкмор начал его играть. Сейчас я вижу много молодых звёзд в чат-шоу, которые отрицают, что у них были какие-либо годы становления или какие-либо влияния в их ранней жизни, но я думаю, что в Deep Purple у всех были влияния. То, что создала группа, было мешаниной из всего, что мы когда-либо слушали.
Это аккумулирование. У Джона Лорда были классика и Джимми Смит. Иэн был олицетворением Бадди Рича. В моём случае это были Элвис Пресли, Литтл Ричард, Чак Берри, Фэтс Домино, Элла Фицджеральд и Джерри Ли Льюис. В более поздние времена на Роджера оказал влияние Боб Дилан. Если собрать всё это вместе, получается что-то уникальное. Если бы вы убрали одного из нас, это было бы уже не то. Для меня рок-музыка — это мироощущение.
Сложно проводить этот анализ. Невозможно было осознать эти вещи в то время. Это всегда объективный взгляд в прошлое, к тому времени ты уже забыл половину того, что произошло.
Если вы собираетесь писать об "In Rock", вы должны объединить тему создания альбома с живыми выступлениями. Они были гораздо важнее, чем само создание пластинки. Создание пластинок — это трудное занятие, потому что в студии приходится идти на компромиссы».

Иэн Пэйс добавил:

«В песнях, которые мы создали, есть некое физическое ощущение. Больше, чем было на записи. Песни на записи были хороши, но на сцене они были великолепны, и это происходит до сих пор. Они гораздо лучше исполняются вживую, чем звучали на записи. А когда вы исполняете их перед аудиторией, особенно перед большой аудиторией, они снова становятся намного лучше.
Единственная константа — это живой опыт — живая музыка. На радио и телевидении царит поп-музыка. Живая музыка есть и будет всегда, даже в худшие времена рок-музыки, например, в середине 70-х годов, когда стали популярны дискотеки, и быть в рок-н-ролльной группе было старомодно.
Потом появился панк и поддал жару, но панк — это тоже живой опыт. То же самое произошло и позже: глэм-группы — как бы их ни называли — всё равно были исполнителями, они всё равно выходили на сцену и выступали. На протяжении всех этих лет всегда был подобный циклический эффект».

Как оказалось, процесс записи был сродни кошмару для Иэна Гиллана до прихода в Deep Purple:

«Первая запись с Episode Six была одним из самых ужасных моментов во всей моей жизни, а должна была стать одним из самых радостных. Мы приехали в студию рано утром, конечно же, с удовольствием, и привезли фургон с оборудованием в студию 2 в Cumberland Place Studios [Лондон], только для того, чтобы за 15 минут до начала сессии нас спросили: "Что вы здесь делаете?"
Стало прибывать всё остальное оборудование, и нам сказали: "Не смешите нас. Вы не будете играть на своей пластинке, у нас полно сессионных музыкантов. Нам нужны только те, кто поют, а остальные могут идти домой"».

Пережив опыт обращения с ним как с ненужным багажом, Гиллан был полон решимости не терпеть это снова — он подошёл к сессиям "In Rock" с энтузиазмом. Песни, которые у них были, по мнению участников группы, стоили того, чтобы поработать над ними как следует.

Гиллан вспоминает:

«Мы сочиняли песни в наших репетиционных комнатах в Хануэлле (Западный Лондон), и одна за другой они начали проникать в сценическое шоу. Надо было видеть выражение лица каждого участника группы — мы все были рады.
К этому моменту андеграунд знал о Deep Purple всё. Все другие группы знали об этой невероятной группе. Поэтому, когда мы отправились в студию для записи "In Rock", это было для нас совершенно особенным событием. Обстоятельства были подходящими».

Сорок лет назад студии звукозаписи в целом отличались от современных цифровых студий. В студиях BBC, например, сотрудники носили лабораторные белые халаты. В студии Abbey Road, где была записана большая часть "In Rock", порядки были менее жёсткими — в конце концов, в годы, предшествовавшие "In Rock", там были записаны эпохальные альбомы The Beatles, но многое по-прежнему зависело от отношения продюсера и звукоинженеров.

К счастью для участников Deep Purple, которые убедили руководство и звукозаписывающую компанию позволить им самостоятельно продюсировать "In Rock", они работали с молодым прогрессивным звукоинженером Мартином Бёрчем, который позже прославился как продюсер Iron Maiden и многих других новаторских групп.

Гиллан поведал:

«Да, у нас был динамичный звукоинженер Мартин Бёрч, и мы работали в студии, с которой все были знакомы. Мы были в гораздо большей степени предоставлены сами себе: у нас не было продюсера, засыпающего за пультом, поэтому мы просто заходили в студию и относились к ней как к репетиционной комнате. У нас было ощущение, что мы действительно играем на пластинке.
В музыкальном плане Мартину не нужно было ничего делать. Он не был продюсером в этом смысле, но он был звукоинженером с новым мышлением. Он не "закрывал" студию, не сбивал всё в кучу, не сводил всё к нулю, а потом не восстанавливал всё на столе, как было принято в то время. Он слушал, как звучит ударная установка в помещении, а затем пытался воспроизвести этот звук. Это было революционное мышление — хотите верьте, хотите нет».

Тот факт, что в то время участникам Deep Purple было около 20 лет, и им выделили звукоинженера их возраста, а не какого-то авторитетного человека в лабораторном костюме, имел важное значение:

«Все были примерно одного возраста, мы все мыслили одинаково. В студии были только группа и Мартин. Он хотел правильно настроить микрофон, поэтому нашёл самую яркую с точки зрения звука часть комнаты для Иэна Пейса и просто каким-то чудом заставил его звучать правильно. Он записал его громко, и к чёрту индикаторы звука — они всё время уходили в красную зону».

Когда его спросили, получила ли группа тот звук, который искала, Гиллан засмеялся:

«Я не знал, какого звука я хотел! Но это было очень волнующе. Настолько, что мой дядя, который был джазовым пианистом, выбежал с криками из комнаты, когда услышал то, что он описал как "какофонию звука". Песни нужно было немного подправить. Я думаю, что "Speed King" первоначально называлась "Kneel & Pray" или что-то в этом роде, и в лирическом плане они нуждались в усилении. Но это не имело значения, был важен настрой. Для меня самым главным была энергия».

Гиллан также с удивлением обнаружил, что под всей этой развязностью скрывалась группа с определённым недостатком уверенности в себе:

«Мы могли показать хорошее живое шоу, с этим проблем не было, но психологически это была совсем другая история. У каждого из нас были свои уязвимые места.
Знаете, бывает такая напыщенность, которую позже в жизни назовут высокомерием. Но в тот период жизни это ожидаемо до определённого момента, и это помогает вам пройти через многое. Это сочетание мастерства и удачи, а также того, что мы оказались в нужный момент нашей жизни, потому что у нас было достаточно опыта, чтобы справиться с этим и вырваться на сцену. Многие люди впадают в ужасную панику, когда выходят на сцену после того, как произвели фурор со своим первым хитом, потому что у них просто не было за плечами достаточного опыта».

Когда Гиллана попросили объяснить, чем так привлекателен первый коммерчески успешный альбом Deep Purple, он ответил:

«Просто так получилось, что у нас была группа, которая оказалась достаточно сплочённой, чтобы альбом удался. Если взять трёх музыкантов и клонировать их стиль музыки и игры — трёх Ричи Блэкморов или трёх Стивов Морсов, вы увидите, что публика воспримет одного из них лучше, чем других, даже если они слушали одну и ту же музыку или обладают одинаковыми способностями.
Я не думаю, что это имеет большое отношение к музыке, хотя без музыки этого бы не случилось. Людей привлекает индивидуальность, и многое зависит от состава группы. Если у вас есть группа ребят, которые могут представить то, что они делают, несколько иначе, чем другие, то, вероятно, это то, что нужно.

Но мы ничего этого не понимали, потому что в 20 лет ты такой, какой ты есть. Лишь спустя некоторое время мы поняли, что являемся частью чего-то большего, потому что в этом возрасте вы все важные шишки. Представьте, если бы Артур Браун записал альбом такого же уровня, как его хит “Fire", он бы стал зачинателем тяжёлого рока».

"Deep Purple In Rock", выпущенный на лейбле Harvest в июне 1970 года, стал откровением. Критики оценили качество песен, продакшна и обложку, на которой были изображены лица пяти участников Deep Purple, вырезанные на поверхности горы Рашмор вместо лиц президентов США.

Дерзкая обложка привлекла тысячи покупателей, альбом продержался в чарте альбомов Великобритании 68 недель, достигнув 4-го места. После "In Rock" наступил самый успешный период в истории Purple, когда в течение следующих лет был выпущен ряд ставших классическими альбомов (“Fireball", "Machine Head", "Made In Japan", "Who Do We Think We Are!", “Burn" и “Stormbringer"), превративших их в одну из самых почитаемых и уважаемых рок-групп в мире.

К концу этого периода состав группы снова распался, и на двух последних альбомах
Дэвид Ковердейл и Гленн Хьюз заменили Гиллана и Гловера (оба вернулись на альбоме 1984 года "Perfect Strangers").

Во время интервью в 1971 году Джон Лорд поделился воспоминаниями об "In Rock":

«Первые три студийных альбома были приятными, но бесцельными. Никто не знал, чем занимается группа. Затем мы предприняли сознательное усилие, чтобы остановиться и подумать о сочинении материала, который мы все понимали.

И результатом стал альбом "In Rock", который на самом деле был сродни нашим сценическим выступлениям. Это был поворотный момент. А суть в том, что мы верили в то, что вместе создавали. Мы не слишком заинтересованы в просвещении наших зрителей, нас больше интересует развлечение. В этом всё дело.

Мы многому научились, записывая "In Rock". На создание этого альбома ушло полгода, и мы думаем, что всё это окупилось. Я могу честно сказать, что это первый альбом, которым мы были довольны на 100 процентов. Он придал нам чертовски много уверенности. За это долгое время мы многое узнали о себе, о своей музыке и о нашем ощущении направления. Я полагаю, что теперь это основа всего нашего звучания и всего нашего стиля работы. Мы экстраверты. Нам нравится воодушевлять аудиторию, вовлекать её в процесс».

Некоторые рецензенты ожидали, что новый альбом будет классическим, возможно, из-за интереса Лорда к классической музыке, а также из-за некоторых песенных структур, которые появлялись на предыдущих альбомах, кульминацией которых стал "Concerto For Group & Orchestra".

Однако Лорд дал понять, что этого не будет:

«Я чувствую, что сейчас мы отходим от классической музыки, потому что она никогда не была частью направления группы; это был просто эксперимент. Как вы знаете, вначале мы экспериментировали с классическими темами и классическими аккордовыми структурами в музыке, но всё это стало немного бездушным. Сейчас мы обычно не используем классическую музыку ни в каком виде, разве что в наших соло.

Я чувствую, что британские группы, по крайней мере, прилагают усилия, которые больше направлены на проекцию, на то, чтобы показать себя. Иногда это может показаться бездушным, но в целом я думаю, что это предпочтительнее американской альтернативы. На самом деле группа сейчас пытается развиваться в том, что у нас получается лучше всего, а это то, что мы называем рок-н-роллом».

"In Rock" не раз попадал в списки лучших альбомов, в том числе журнал Classic Rock включил его в список «100 величайших британских альбомов всех времён», а журнал Q — в список «50 лучших альбомов 70-х годов». В 2018 году американский сайт Ultimate Classic Rock назвал этот альбом лучшей работой Deep Purple. Пластинка получила золотой статус в Великобритании, США, Франции, Нидерландах и Аргентине, она неоднократно переиздавалась.