В одном бородатом анекдоте старейшина попросил всех принести по бутылке водки и вылить в общий котел. Попробовав, грустно вздохнул: «вот поэтому нас и не любят». Ведь каждый решил, что ничего страшного не случится, если он заменит водку водой.
Во многих случаях мы ведем себя таким же образом.
Например, все выступают за экологию. Однако мало кто экономит воду в душе, чтобы сберечь природные ресурсы. Не так уж много людей собирают и отдельно выкидывают пробки от пластиковых бутылок.
Стандартный ход мыслей: «Экология, конечно, хорошо. Только из-за того, что лично я поступлю правильно, ситуация не изменится. И вообще, это задача государства – формировать стимулы для правильного поведения».
На словах мы заботимся о нашем общем доме. Как показал эксперимент Бикмана, 94% американцев готовы даже убирать за чужими людьми мусор на улице. Только не убирают - в реальности так поступают 1,4%.
Хотя вообще-то человек способен думать о благополучии других. Правда, лишь о людях из своей социальной группы.
Вспоминаем – коллеги заказали пиццу на день рождения. А мы не пообедали. Запросто могли бы сожрать пару пицц целиком. Это не противозаконно. Никто не запрещает. Но стоим, страдаем и сдерживаемся. Потому что неудобно.
Так работает функция социального контроля. Отточена тысячелетиями жизни в небольших общинах. Где всё на виду и все в курсе, кто вылил бутылку воды в общий котелок с бражкой.
Поэтому и проектные команды, и государственные институты работают как положено, только в условиях реального общественного контроля. Когда люди видят – кто и что делает. Понимают, сколько с них забрали налогов и на что они идут.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года по версии PWC.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Wildberries, Litres, книжный магазин за углом и торренты