В эфире передачи "Утренний Мардан" ведущий предложил экономисту Михаилу Хазину следующую тему для обсуждения:
Американцы более-менее справляются, а вот новости из Британии - там инфляция якобы самая высокая с конца 20-х годов, они бодро отчитались. А французы констатируют падение урожаев, а для зрителей наших, напомню, они являются одними из крупнейших в мире экспортеров пшеницы, на минуточку. То есть африканцев ждет, наверное, большой голод, да и засуха во всей Европе. Ну и с энергоносителями, в общем, никак проблема не решается.
Ответ Михаила Хазина:
А вот это как раз очень важная вещь! Дело в том, что инфляция высокая - это структурное явление, которое описано в моей книжке «Воспоминания о будущем». Она никакими монетарными методами сегодня не управляется, точнее сказать, чуть-чуть управляется, но совсем чуть-чуть.
А базовая ее составляющая - структурная. Поэтому Вы можете делать что хотите, а цены на нефть все равно будут расти.
Ну, вот, потому что, очень условно, стоимость всей, за последние 40 лет, инфраструктуры мировой экономики, она давит на себестоимость. Потребление падает, готовность покупать падает, грубо говоря, у Вас был спрос 150 штук чего-то, инфраструктуру Вы сделали под 200, на производство этого - 200 за какой-то там срок. А у Вас неожиданно спрос упал с 150-ти до 60. И в результате Вы должны содержать абсолютно ненужную инфраструктуру, которую Вы, однако, не можете закрыть, потому что она принципиально важна, иначе вы и 60 не возьмете.
Либо Вы должны создавать новую инфраструктуру, то есть вкладывать сумасшедшие инвестиции, закрывая старую. Либо, соответственно, Вы должны это терпеть. Вот из-за этого очень серьезный структурный кризис. С этим ничего нельзя сделать.
Если говорить о глобальном потеплении, вот я тут разговаривал на передаче «Экономика по-русски» на Соловьев Лайв с Анатолием Алексашиным, буквально несколько дней тому назад, который очень интересно мне рассказывал про глобальное потепление.
В целом можно сказать, что современная экономическая модель заканчивается, потому что она была выстроена на очень интересной схеме.
Схема была простая - наплевать рентабельное предприятие или нерентабельное, мы берем под него кредит, за счет части этих денег раскручиваем предприятие, его капитализация растет, мы берем под новую капитализацию новый кредит, так это все развивается.
А тут неожиданно выяснилось, что больше кредитов брать нельзя, потому что инфляция. А если кредиты не брать, то предприятия убыточные. А если они убыточные, то у них возникает желание их закрыть. А если Вы их закроете, то ничего нет. Ну и начинаются разные проблемы.
Они еще объявляют санкции. И что можно сделать? Ну, хорошо, « назло маме отморожу себе уши».
Кстати, я не исключаю, что это как раз главная причина, по которой Путин не дает ответа. А зачем? Они сами себе все портят! А то смотрите, мы чего-нибудь ответим, а они возьмут и отменят санкции, и им будет лучше.
Читать в продолжение темы:
Цепная реакция от нехватки газа в ЕС
📌 Мгновенная подписка на канал в Дзене