Нина Васильевна Соколова (1912-2001 годы жизни) - инженер-полковник ВМФ СССР.
Инженер Нина Соколова не была профессиональным водолазом. В 1938 году при строительстве порта Сочи понадобилось провести глубинную разведку. Она не задумываясь потребовала пустить ее на погружение. И добилась! Надев водолазное снаряжение в два раза превышавшее ее вес впервые спустилась для глубинных промеров. А ее рост был всего 1 метр 57 сантиметров.
Нине Соколовой было не привыкать. Родилась в Череповце Вологодской области в семье с шестью детьми. Была старшей. Приходилось много работать по дому и заботиться о младших.
Упорная и целеустремленная девушка в 1936 году окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта.
Начало войны встретила опытным водолазом, в должности инженера-гидротехника 27-го отряда подводно-технических работ в аварийно-спасательной службе Краснознамённого Балтийского флота с размещением в Ленинграде.
- Осенью 1941 года Соколова работала в группе аварийно-спасательного обеспечения работы речной переправы в районе Невской Дубровки, участвовала в прокладке подводной трассы для буксировки боевой техники. Принимала участие в прокладке по дну Ладожского озера 45-километрового бронированного телефонного кабеля для обеспечения связи командования Ленинградского фронта с Генеральным штабом Красной армии (сентябрь—октябрь 1941) - Википедия
8 сентября 1941 года немцы сомкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Сообщение с Большой землей осталось только по Ладожскому озеру.
Рельеф местности начали обследовать водолазы. В том числе и Нина Соколова. Благодаря работе водолазов был построен Осиновецкий порт, способный принимать до 2000 тонн грузов ежедневно.
Но работа водолазов на этом не закончилась. Начались авианалеты. После каждого приходилось вновь спускаться под воду чтобы чинить повреждения.
А зимой водолазы искали затонувшие грузовики с продовольствием. Работа была адской. В 20-и градусный мороз, под артиллерийским огнем. Грузовики сносили\о течением и искать их было трудно. Муку вытаскивали буквально по одному мешку. А зерно россыпью вытаскивали специальным насосом.
И это каждый день!
А весной 1942 года Нина Соколова выдвинула идею прокладки подводного бензопровода в Ленинград по дну Ладожского озера. Идею одобрили!
Соколова уже строила такой трубопровод с Сахалина на материк по Татарскому проливу в 1939 году. За 20 дней Соколова и ее водолазы проложили 9 км подводного трубопровода. Благодаря ему на материке заработал нефтеперерабатывающий завод на сахалинской нефти.
На Ладожском озере бензопровод строили в строгой секретности. Трубы сваривали на берегу в ночных условиях. И затем водолазы доставляли их под воду.
Трубопровод построили за 43 дня. Начал функционировать 20 июня 1942 года. Проблема с бензином для осажденного Ленинграда решена. Нина Соколова награждена орденом Красной Звезды.
Соколова принимала участие и в прокладке силового кабеля для подпитки Ленинграда электроэнергией. Во время его прокладке тяжело ранена во время авианалета. Оправилась и вернулась в ряды водолазов. А кабель начал действовать с 13 января 1943 года.
После войны участвовала в разминировании и восстановлении мостов. И только в 1958 году вышла в отставку.