Найти тему
История и культура Евразии

Нина Соколова - первая в СССР женщина-водолаз

Нина Васильевна Соколова (1912-2001 годы жизни) - инженер-полковник ВМФ СССР.

Нина Васильевна Соколова
Нина Васильевна Соколова

Инженер Нина Соколова не была профессиональным водолазом. В 1938 году при строительстве порта Сочи понадобилось провести глубинную разведку. Она не задумываясь потребовала пустить ее на погружение. И добилась! Надев водолазное снаряжение в два раза превышавшее ее вес впервые спустилась для глубинных промеров. А ее рост был всего 1 метр 57 сантиметров.

Нине Соколовой было не привыкать. Родилась в Череповце Вологодской области в семье с шестью детьми. Была старшей. Приходилось много работать по дому и заботиться о младших.

Упорная и целеустремленная девушка в 1936 году окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта.

Начало войны встретила опытным водолазом, в должности инженера-гидротехника 27-го отряда подводно-технических работ в аварийно-спасательной службе Краснознамённого Балтийского флота с размещением в Ленинграде.

  • Осенью 1941 года Соколова работала в группе аварийно-спасательного обеспечения работы речной переправы в районе Невской Дубровки, участвовала в прокладке подводной трассы для буксировки боевой техники. Принимала участие в прокладке по дну Ладожского озера 45-километрового бронированного телефонного кабеля для обеспечения связи командования Ленинградского фронта с Генеральным штабом Красной армии (сентябрь—октябрь 1941) - Википедия

8 сентября 1941 года немцы сомкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Сообщение с Большой землей осталось только по Ладожскому озеру.

Рельеф местности начали обследовать водолазы. В том числе и Нина Соколова. Благодаря работе водолазов был построен Осиновецкий порт, способный принимать до 2000 тонн грузов ежедневно.

Дорога жизни в ноябре, декабре 1941 года
Дорога жизни в ноябре, декабре 1941 года

Но работа водолазов на этом не закончилась. Начались авианалеты. После каждого приходилось вновь спускаться под воду чтобы чинить повреждения.

А зимой водолазы искали затонувшие грузовики с продовольствием. Работа была адской. В 20-и градусный мороз, под артиллерийским огнем. Грузовики сносили\о течением и искать их было трудно. Муку вытаскивали буквально по одному мешку. А зерно россыпью вытаскивали специальным насосом.

И это каждый день!

А весной 1942 года Нина Соколова выдвинула идею прокладки подводного бензопровода в Ленинград по дну Ладожского озера. Идею одобрили!

Соколова уже строила такой трубопровод с Сахалина на материк по Татарскому проливу в 1939 году. За 20 дней Соколова и ее водолазы проложили 9 км подводного трубопровода. Благодаря ему на материке заработал нефтеперерабатывающий завод на сахалинской нефти.

На Ладожском озере бензопровод строили в строгой секретности. Трубы сваривали на берегу в ночных условиях. И затем водолазы доставляли их под воду.

Трубопровод построили за 43 дня. Начал функционировать 20 июня 1942 года. Проблема с бензином для осажденного Ленинграда решена. Нина Соколова награждена орденом Красной Звезды.

Наградной лист. 15 августа 1944
Наградной лист. 15 августа 1944

Соколова принимала участие и в прокладке силового кабеля для подпитки Ленинграда электроэнергией. Во время его прокладке тяжело ранена во время авианалета. Оправилась и вернулась в ряды водолазов. А кабель начал действовать с 13 января 1943 года.

После войны участвовала в разминировании и восстановлении мостов. И только в 1958 году вышла в отставку.

-4