Нет, здесь не будет набивших оскомину "10 самых интересных фактов" о съемочном процессе, исторической подоплеке сюжета и трудной судьбе каратиста Нигматулина. Вы все это уже много раз читали, а если интересно, то просто наберите запрос в поисковике.
Я хочу поговорить о впечатлениях от самого кассового фильма за всю историю отечественного кинопроизводства. Своих, субъективных, и предложить читателям высказать свои.
Недавно увидела название в телепрограмме и решила посмотреть просто из ностальгических соображений - в детстве ведь раз пять подряд на него ходила.
Готова была как к полному отторжению, так и к снисходительному умилению (Ах, как молоды мы были!). И неожиданно досмотрела с начала до конца, причем с удовольствием! Для меня это всегда означает, что фильм или книга лучше и глубже, чем казалось поначалу. Поэтому навело на размышления.
Выход фильма на экраны в 1980 я встретила в самом романтически-настроенном возрасте. То самое время, когда лучше всего заходят приключенческие романы про мушкетеров, пиратов и разбойников. Недаром именно ученики средних классов составили добрую половину зрительской аудитории. Многие смотрели фильм по десятку раз, благо пометки 16+ он не имел.
Между прочим, это большое мастерство: снять боевик так, что его можно показать детям. Убийства, погромы и даже пытки пленников изображены крайне деликатно. Как говорится, при съемках ни одна радиорубка не пострадала :)
Из сдабривающей картинку условной эротики только роскошные мужские торсы и однажды мелькнувшая в раскрывшемся запАхе юбки стройная нога островитянки (потом при подводных съемках ноги у нее оказываются плотно закрытыми. Похоже, на актрисе уже не распашная юбка, а штаны из той же ткани). А еще в сюжете два посягательства на изнасил0вание - и ничего недопустимого в визуальном ряду!
Но при этом фильм вовсе не выглядит приглаженным и беззубым! Жестокость в нем остается жестокостью, смелость - смелостью, опасность - опасностью. Как это достигается? - Маленькими штрихами. Которыми вообще славился советский кинематограф того периода. (Помните, мы о них говорили на примере мультика "В порту"?).
Например, как опасна паника и как нужно с нею бороться.
Вторые сутки среди бескрайнего моря. Умер раненый товарищ. Закончилась вода. Шлюпку сносит течением вдаль от судоходного района.
У одной из женщин начинается истерика. В этот момент судовой врач достает из кармана заводную портативную бритву и спок-о-о-койненько начинает рутинное приведение себя в порядок. И женщина, глядя на него, успокаивается, даже робко улыбается.
Рутина - отличное лекарство от паники. Об этом мы тоже вспоминали. А тут еще рутина, понятная женщине и даже приятная для нее - наведение красоты.
Впрочем, и жест, которым капитан русских застегивает ворот рубашки перед переговорами - это тоже психология. Явно понятная даже детям.
Но одним из лучших психологических эпизодов мне показался разговор Салеха и капитана пиратов.
Операция по захвату груза близка к завершению. Салех докладывает, что оставшиеся в живых члены русского экипажа заперты в каютах и их надо... тут он делает характерный жест смертного приговора.
- А не жалко, Малыш? Они же тебя спасли.
Лицо Салеха каменеет. Подкол, проверка, перекладывание ответственности? Намек, что свои подбирать бы не стали? Капитан, выдержав небольшую паузу, примирительным тоном говорит:
- Шучу, шучу.
- Я не люблю шуток, Мастер.
Всего пара фраз. Но в них весь ужас "на войне как на войне". Враги - не люди. Мы для врагов - тоже не люди. Врага можно обмануть, воспользоваться его незнанием ситуации, моралью честного моряка. Можно есть его хлеб, принимать помощь, а потом бить в спину и радоваться своей смекалке. Но и сам потом пощады не жди.
А еще в этом разговоре капитан утверждает свою власть над рвущемся на его место подручным. Последнее становится понятно задолго до чтения капитанского досье - тоже по мельчайшим эпизодам, взглядам, жестам, интонациям.
Как этот Мастер не похож на нынешних главарей бандитских шаек, наводнивших экран! Кстати, тоже заповедь старого кино - не делать врага совсем уж дураком или уродом. Победа над сильным противником особенно ценна!
---------------------------------------------------
Вообще-то в сюжете фильма куча нестыковок и косяков. Помимо знаменитого прыжка со скалы на корабль. Один из них я заметила еще в детстве, при первых просмотрах: намертво заглохший катер чудесным образом исправляется после расправы с пиратским кораблем.
Ну а уж после недавнего просмотра я вообще эти косяки могу десятками считать! Ну вот хотя бы:
- Почему Сережа (герой Н.Еременко) обнаружив нападение на радиорубку не поднял немедленной тревоги, а бросился искать по коридорам и каютам вооруженного террориста? Ведь разберись в ситуации чуть пораньше, так могли бы и сбежать!
- Почему для финального боя отправили одного Сережу, когда в команде был отлично подготовленный морпех, уже показавший свою выучку в бою?
- Как пираты ухитрились после боя на палубе запереть остатки экипажа каждого точно в его каюте (поэтому Сережа нашел у себя паяльник)? Специально выясняли и перетаскивали? Или команду отдали - по местам разойтись?
- Почему тратили время на размещение и связывание пленников, если судно планировали затопить? Проще было всех пристрелить. Патроны берегли?
- Почему от слабого удара о скалы (а разогнаться было просто негде в тесной бухточке) корабль пиратов эффектно взрывается и воспламеняется?
Ну и всякие мелочи: то Сережа ныряет в рубашке, а плывет по пояс голый; то его рубашка опалена сзади паяльником, то целехонька; прически женщин меняются... Да в каждой сцене можно найти огрехи!
Почему же все это не мешает восприятию фильма даже сейчас? Ну ладно 40 лет назад - боевиков мало, зритель неизбалованный, а я тогда вообще ребенком была. Но вот сейчас почему фильм "заходит" и все косяки сюжета и картинки ему прощаешь?
А из-за темпа! Потому что фильм снят очень густо, все эпизоды короткие, очень насыщенные, очень важные для сюжета. Отвлечешься - пропустишь самое интересное. Для зрителя в таком случае важнее что будет дальше чем то, что он уже увидел. И так до самого финала! Где уже немного расслабляешься и замечаешь этот несчастный оживший катер.
Кстати, поэтому фильму очень пошло на пользу отсутствие музыкальных номеров! Раньше они обязательно были в приключенческих фильмах. "Неуловимые", "Земля Санникова", "Белое солнце пустыни" - все они дополнены изумительными песнями. В "Пиратах" песен нет. И не надо! Без них все жестче и динамичнее.
А что скажете об этом фильме вы, уважаемые читатели?
Еще на канале по теме:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.
Если понравилась статья, можете похвалить автора материально